Проблемы граждан­ского развития древнего русского человека

С. Соловьев

[…] два обстоятельства вредно действовали на граждан­ское развитие древнего русского человека: отсутствие об­разования, выпускавшее его ребенком к общественной деятельности, и продолжительная родовая опека, держав­шая его в положении несовершеннолетнего, опека, необ­ходимая, впрочем, потому что, во-первых, он был дейст­вительно несовершеннолетен, а, во-вторых, общество не могло дать ему нравственной опеки. Но легко понять, что продолжительная опека делала его, прежде всего, робким перед всякою силою, что, впрочем, нисколько не исклю­чало детского своеволия и самодурства.

Замечено, что особенно даютчувствовать свою силу низшим, слабым, те, которые сами находятся или долго находились под гнетом чужой силы. Дети бывают безжалостны в отно­шении к пойманной стрекозе, к собаке, кошке; раб безжа­лостен к подчиненному ему рабу или животному. Естест­венное влечение упражнять свою силу над слабым господ­ствует, если не сдерживается нравственными сдержками и если виден ежедневный пример несдержанности.

[…] вредное влияние на народную нравственность ока­зывали дела насилия, совершавшиеся в обширных разме­рах: человек привыкал к случаям насилий, грабежа, смер­тоубийства — привычка пагубная, ибо ужасное станови­лось для него более не ужасным, и при этом относительно своей безопасности он привыкал полагаться или на собст­венную силу, или на случай, а не на силу общественную, правительственную, и легко понять, как вследствие этого ослаблялось в нем сознание общественной связи, он привыкал жить в лесу, а не в обществе и вести себя сообразно этому.

История России с древнейших времен. В 15 кн. М., 1962. Кн. 7. Т. 13. С. 128-132.

Миниатюра: А. М. Васнецов. Новодевичий монастырь. Собор, 1926.