Петр объявил себя Главою Церкви

Н. Карамзин

Петр объявил себя Главою Церкви, уничтожив Пат­риаршество как опасное для Самодержавия неограни­ченного. Но заметим, что наше Духовенство никогда не противоборствовало мирской власти, ни Княжеской, ни Царской: служило ей полезным орудием в делах Госу­дарственных и совестью в ее случайных уклонениях от добродетели. Первосвятители имели у нас одно право — вещать истину Государям, не действовать, не мятежничать, — право благословенное не только для народа, но и для Монарха, коего счастие состоит в справедливости. Со времен Петровых упало духовенство в России. Пер­восвятители наши уже только были угодниками Царей и на кафедрах языком Библейским произносили им сло­ва похвальные. Для похвал мы имеем стихотворцев и придворных, — главная обязанность Духовенства есть учить народ добродетели, а чтобы сии наставления были тем действительнее, надобно уважать оное. Если Госу­дарь председательствует там, где заседают главные са­новники Церкви; если он судит их или награждает мир­скими почестями и выгодами, то Церковь подчиняется мирской власти и теряет свой характер священный; усердие к ней слабеет, а с ним и вера, а с ослаблением веры Государь лишается способа владеть сердцами на­рода в случаях чрезвычайных, где нужно все забыть, все оставить для Отечества и где Пастырь душ может обещать в награду один венец мученический.

Записки о древней и новой России. СПб., 1914. С. 29-30.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс