Крепостная рабочая сила стоила дешево

С. Князьков

Рабочую силу крестьянскую и дворовую берегли мало — она стоила дешево. В конце 18 в. людей поку­пали и продавали на рынках оптом и в розницу. Ино­странец. Савва Текели, путешествуя в то время по Рос­сии, заехал между прочим в Тулу. Здесь он увидел на площади до 40 девиц, стоявших толпою. Он спросил проводника, что они тут делают, о чем шумят. «Продают­ся», —~ равнодушно ответил тот. «Что, разве люди про­даются, как скотина?» — вскричал Текели. «А подите к ним сами, посмотрите», — отвечали ему. Текели подо­шел к девушкам. «Купи нас, господин, купи!» — закри­чали они. Текели поразило, что они выглядят так весело, и он спросил их: «Пошли бы вы за мной, куда бы я вас ни повел?» «Нам все равно — вам или другому кому служить!» — отвечали они. Проводник объяснил Текели, что крепостные люди в России не имеют ничего своего, кроме души, остальное все принадлежит помещику. «По­мещик может продать мужа от жены, жену от мужа, детей от родителей, избу, даже одежду своих крепост­ных». […]

В 60-х годах прошлого века обычная цена за душу равнялась 30 рублям, в 80-х она поднимается до 70 р. и даже до 100. Государственный Заемный Банк при при­еме имений в заклад оценивал душу в 40 р. Но продаж­ная цена была значительно выше. В общем, около конца 18-го в. она зависит от местности и от качества товара. Крепостные ремесленники, художники, музыканты, во­обще всякого рода искусники, ценились иногда очень дорого. Так, одна крепостная актриса была куплена за 5000 р. Потемкин купил у фельдмаршала Разумовского оркестр музыкантов за 40 000 р., по 800 р. за каждого. В общем же средняя покупная цена определяется к кон­цу 18 в. во 100 р. за душу.

Как всякая купленная вещь, крестьянин того времени совершенно бесправен перед лицом своего барина, не смеет даже жаловаться на него, потому что это было запрещено особым указом, где говорилось, что если кто из крепостных людей — крестьян впредь отважится по­дать недозволенное законом челобитье на помещика, особенно в собственные Ее Императорского Величества руки, то челобитчик, а также и составитель челобитья будут. сосланы в Нерчинск, в каторжные работы, с за­четом владельцам вместо рекрутов. Этот указ велено было читать в продолжение месяца по церквам в воск­ресные и праздничные дни.

Как сложилось и как пало крепостное право. СПб., 1900. С. 67-70.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс