И. Корб о нравах священников времен Петра I

И. Корб

Мирянин в драке с Священником обязан более всего заботиться о том, чтобы не замарать его шапочки; кто хочет бить Попа, тот обязан с должным почтением снять с его головы шапочку, положить в приличном месте, а потом может уже безнаказанно и сколько ему угодно колотить Попа. Поколотивший Священника не подвер­гается никакой ответственности пред законом, никакому наказанию или отлучению от Церкви, если только после драки с должным почтением вновь наденет на Попа сня­тую с него прежде шапочку. Таким образом, если было оказано уважение к шапочке, то уважение к званию Пресвитера не было, значит, нарушено, и колотивший, по дьявольскому наущению, Попа бил не Священника, а только воздух, и возмездие сделано личности человека.

[…] Простолюдины, встречаясь на улицах с Попами, почтительно их просят дать им поцеловать крест и бла­гословить их, что те, гордясь своим священным саном, и допускают их всенародно исполнять этот обряд. Не­смотря на то, сами Священники едва ли степеннее чер­ни; поведение их, от частого шатанья в пьяном виде на перекрестках улиц, является более предосудительным, чем поведение прочих людей, так как по самому уже своему званию Попы должны собственным примером наставлять других на путь добродетели и благочестия. Без креста Попы и шагу нигде не делают, хотя иногда попадается он им и под ноги. Жаль, что драгоценнейший знак нашего Спасителя находится в руках недостойней­ших людишек, которые, ослабев и шатаясь от излишнего употребления водки, часто таскают крест по нечистоте и грязи. Я думаю, что ни один народ в свете не отли­чается толиким числом внешних знаков, выражающих истинное благочестие, толиким числом благовидных ли­чин честности, как этот, который в то же время, без сомнения, превосходит народы всего света лице­мерием, обманом, вероломством и необузданным дерзно­вением на всякого рода преступления. И это я говорю не из ненависти: это правдивое, естественное свидетель­ство, в истине которого каждый, несомненно, уверится, кто только будет иметь случай войти с Русскими в более частые сношения.

Дневник. М., 1868. С. 269-271.