Екатерина Вторая и раскол в русской православной церкви

М. Уоллес

Со вступлением на престол Екатерины II, гордившей­ся дружбою с философами, для раскола настала новая эра. Императрица, проникнутая теми понятиями о веро­терпимости, которые тогда были в ходу в Западной Ев­ропе, отменила различные ограничения прав, существо­вавшие для раскольников, и пригласила тех из них, ко­торые бежали за границу, возвратиться на родину. Ты­сячи раскольников последовали этому призыву, и многие из них, скрывавшиеся до сих пор от глаз администра­ции, сделались богатыми и именитыми купцами. Те сво­еобразные религиозные общины с полумонашеским ус­тройством, которые до сих пор существовали в лесах северных и западных областей, начали возникать в Мо­скве и были официально признаны администрацией. В начале эти общины возникали в виде богаделен и при­ютов для больных, престарелых и убогих, но вскоре они превратились в настоящие монастыри, настоятели кото­рых пользовались неопределенною духовною властью не только над лицами, жившими в стенах этих учреждений, но и над остальными членами секты, рассеянными по всему пространству империи.

С этого времени и вплоть до настоящего царствова­ния правительство придерживалось относительно раско­ла изменчивой политики, которая колебалась между пол­ною терпимостью и строгими преследованиями. Надо, впрочем, сказать, что преследования никогда не отлича­лись особенной выдержанностью и систематичностью. Главное внимание было обращено на внешность. Духов­ные власти не доискивались той ереси, которая могла скрываться в тайниках душевного убеждения, и снисхо­дительно принимали за православного всякого, кто еже­годно являлся к исповеди и причастию и воздерживался от поступков, явно враждебных официальной церкви. Те из раскольников, которые соглашались на уступки этого рода, фактически были свободны от всяких преследова­ний; для тех же, совесть которых не шла на подобные сделки, существовал другой, столь же удобный способ избегнуть преследований. Приходское духовенство, издавно привыкшее равнодушно относиться к духовным вопросам и смотреть на свои обязанности преимущест­венно с экономической точки зрения, относилось враж­дебно к расколу преимущественно потому, что он, уменьшая число прихожан, обращающихся за требами к духовенству, уменьшает и доходы последнего. Этот повод к враждебности раскольникам не трудно было ус­транить посредством небольшого денежного пожертво­вания, и таким образом между ними и приходским свя­щенником обыкновенно устанавливалось молчаливое со­глашение, которым обе стороны оставались довольны. Священник получал свою плату совершенно так же, как если бы все его прихожане исповедовали православную веру, а прихожане пользовались свободой веровать и молиться по-своему. Этим грубым, но удобным способом на практике обеспечивалась значительная доля веротерпимости. Насколько подобные сделки имели благотвор­ное нравственное влияние на приходское духовенство, это, конечно, другой вопрос.

По удовлетворении приходского священника остава­лось еще удовлетворить полицию, которая равным об­разом взимала поборы с раскола; но тут переговоры обыкновенно не представляли никаких затруднений, так как обе стороны были заинтересованы в том, чтобы прийти к соглашению и жить в ладу друг с другом. Таким образом, положение раскольников фактически оставалось то же, как и при Петре: они платили изве­стную подать, и за это их оставляли в покое, только деньги, уплачиваемые ими, шли не в государственное казначейство.

[…] Но хотя раскол и не представляет серьезной по­литической опасности, он все же не лишен политиче­ского значения. Он доказывает, что русский народ да­леко не так податлив и инертен, как обыкновенно про него думают, и что он способен к пассивной стойкости там, где он считает наиболее существенные свои инте­ресы затронутыми. Упорная энергия, которую он выка­зал в отстаивании своих религиозных убеждений в те­чение столетий, быть может со временем найдет себе применение и в сфере гражданских интересов.

Россия. Е 2 т. СПб., 1881. Т. 2. С. 33-35, 52.