Санкт-Петербург конца ХIХ века

В конце XIX начале XX века Петербург был самым большим в России городом. Не только по численности населения, но и по значению экономического и культурного центра страны. В это время здесь строились крупные промышленные предприятия на которых устанавливали только передовое оборудование из Европы. Правда большинство этих предприятий принадлежало компаниям с участием европейского капитала.

С 1890 года и до 1914 года число рабочих увеличилось почти в пять раз. С 1880-х годов развивалось строительство теплоэлектростанций. Развитие промышленности Петербурга было связано с Морского порта. Морским путем в город доставлялись оборудование, английский уголь, металл и текстильное сырье для фабрик. Через порт проходило и две трети грузов внешней торговли всей России.

Петербург постепенно становится вторым после Москвы железнодорожным узлом страны. Железнодорожные пути связывают Петербург с Украиной, Уралом, Сибирью. В столицу для экспорта из разных частей страны шли древесина, зерно, нефть.

В России в 1897 году была проведена первая всероссийская перепись населения. По ее данным в Петербурге было уже 1 миллион 265 тысяч жителей. Это в два раза больше, чем в середине XIX века. Петербург вышел на третье место среди таких европейских столиц как Лондон и Париж. Население его стало вдвое больше населения Москвы.

Петербург находится в дельте Невы, поэтому нормальное сообщение между островами обеспечивают только мосты. К началу XX века были только Николаевский и Литейный мосты. В 1903 году открывается построенный французской фирмой Троицкий мост. Затем был построен мост Петра Великого, Финляндский железнодорожный мост и начали строительство Дворцового моста. К сожалению он был открыт лишь в 1916 году и так простоял до 1939 года незаконченным, без решеток, с деревянными поручнями.

До 1907 года главным городским транспортом была железная дорога на конной тяге. Правда с 1880-х годов зимой, по льду Невы от Английской набережной до Петроградской стороны укладывали рельсы для одновагонных трамвайчиков. Но к 1917 году трамвайное движение имело уже 39 маршрутов. Трамваи шли и по Невскому и по Каменноостровскому проспектам, по всем мостам. Это был самый удобный и дешевый транспорт. В 1906 году появиляются таксомоторы, а через восемь лет их уже около 400. Но основным видом передвижения по городу был извозчик, их было около 10 тысяч. Начиная с 1912 года Городская дума начала проектировать метрополитен и даже было намечено строительство первой линии от Нарвских ворот до Николаевского вокзала. Но с начавшейся мировой войной все работы были остановлены практически до 1940 года, а затем опять остановлены второй мировой войной.

В 1887 году была построена телефонная станция, а в 1895 году уже было 3 тысячи абонентов в Петербурге, Петергофе, Царском Селе и Гатчине. В 1898 году телефонную связь протянули до Москвы.