Брест-Литовск на фотографиях в дореволюционное время

Рост города в конце XIX века был связан с масштабной модернизацией Брест-Литовской крепости (1878—1888) и, в особенности, с форсированным строительством железных дорог, связавших Брест с центром России, Польшей и Украиной. В 1869 году была пущена в эксплуатацию дорога Брест — Варшава, в 1871 году — Москва — Брест, в 1873 году — Киев — Брест, в 1886 году — Брест — Гомель. В 1886 году было построено здание железнодорожного вокзала, который с 1888 года освещён электричеством (в залах, служебных помещениях и на перронах было установлено 160 лампочек).

В 1889 году в городе насчитывалось 2 663 здания, 248 из которых — каменные. Катастрофический пожар 1895 года уничтожил большую часть городских построек, в том числе жилых домов, предприятий и мастерских, лавок, больниц и училищ, железнодорожный вокзал, выгорел центр города; ущерб составил 5 миллионов рублей.

По данным первой всероссийской переписи 1897 года, население города составляло 46 468 человек (25 509 женщин и 21 059 мужчин), из них 36 260 человека были иудеями и 12 141 — православными. Тем не менее, город не имел ни водопровода, ни канализации; почти все население пользовалось водой из Мухавца, в 1896 году лишь 5 колодцев в городе имели годную для питья воду. Действовала одна больница на 15 коек. С 1865 года действовала четырёхклассная гимназия, в конце 1870-х годов — городские четырёхклассное и церковно-приходское училища, частный пансион для благородных девиц, с 1874 года — частная библиотека, с 1885 года — музыкально-драматическое общество любителей, в 1903—1904 годах были построены две гимназии.