Дом-музей Петра Ильича Чайковского

Экспозиция дома-музея П.И. Чайковского включает в себя более 200000 предметов. Кроме фонда композитора, музей содержит фонды рода Чайковских-Давыдовых. Среди экспонатов музея представлены обширные нотная и книжние библиотеки (около полутора тысяч экземпляров). Многие книги имеют пометки П.И. Чайковского. Наряду с творческим архивом композитора здесь находятся архивы известных деятелей музыкальной культуры, связанных с Чайковским: А.С. Аренского, С.И.Танеева, Г. А. Лароша и других — более 50000 документов. Личные комнаты Чайковского — кабинет-гостиная и примыкающая к нему спальня — сохранены в том виде, в каком их оставил композитор.

Кроме архивно-исторической ценности дом-музей представляет интерес и как архитектурный памятник. Здание известно благодаря балкону-фонарику с его разноцветными стёклами и крышей, выполненной в стиле конусной башенки, а также благодаря пилястре и арматурному поясу, протянувшемуся вдоль всего фасада.

Дом-музей Петра Ильича Чайковского — одна из самых известных достопримечательностей Клина.

Усадьба, которую снимал в последние годы жизни П.И.Чайковский у ее владельца Сахарова, состоит из жилого дома, флигеля, хозяйственного корпуса и оранжереи, и отгорожена от улицы зелеными посадками.

По типу ее сложно отнести как к городской, так и к деревенской усадьбе, и скорее всего можно назвать загородной дачей.

До 1930-х гг. здесь был еще один небольшой флигель — баня, которую из соображений пожарной безопасности перенесли подальше от усадьбы.

При П.И. Чайковском дом окружал сад с цветниками, сейчас превратившийся в парк.

Главный дом в последней четверти XIXв. был построен одноэтажным, позднее получил надстройку в виде обшитого тесом второго этажа.

В 1898г. дом был куплен у нового владельца, бывшего слуги композитора, А.И.Софронова братом композитора Модестом Ильичем Чайковским вскладчину с Владимиром Львовичем Давыдовым и превращен в музей.

М.И.Чайковский пристроил к симметричному зданию жилое крыло с новым, ставшим главным, входом, чтобы не нарушать мемориальности личных комнат композитора.

После революции усадьба была национализирована и ее прежнее назначение вернулось к ней не сразу: там хотели разместить филиал Пролеткульта или детский дом, но благодаря вмешательству Наркомпроса этого не случилось.

Во время фашистской оккупации музей сильно пострадал, но все ценности успели эвакуировать и уже в 1945г. усадьбе возвратили ее прежний облик.
Меры пожарной безопасности обучение. Новыи порядок обучения по пожарнои безопасности.

К сожалению, в 2004г. музей постигло несчастье — сгорел деревянный усадебный дом, в котором и размещалась основная экспозиция; погибло немало бесценных вещей, связанных с жизнью и творчеством композитора. Сейчас музей отреставрирован и работает.