Культурная жизнь

“Последняя футуристическая выставка картин” 19 декабря 1915 года

“Последняя футуристическая выставка картин” 19 декабря 1915 года

Фотография последней футуристической выставке «0,10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Здесь Малевич впервые представил свою супрематическую систему. Супрематические работы занимали отдельный зал. Самое интересное, что в последний момент перед началом выставки Малевич сделал надписи на листах бумаги и развесил их в зале — “Супрематизм живописи”. Это было сделано в связи с тем, что(…)

Вера Комиссаржевская. Жизнь в театре

Комиссаржевская Вера Федоровна (1864–1910), русская драматическая и трагедийная актриса и режиссер, прозванная «русской Дузе». С 1896 состояла в труппе Александринского театра в Санкт-Петербурге. Неприятие официальных ограничений снискало ей популярность среди прогрессивной общественности, но также привело к уходу из Александринского театра в 1902. В том же году Комиссаржевская побывала с гастролями в США. Комиссаржевская косвенно участвовала(…)

Вера Петровна Фокина — из истории русского балета

ФОКИНА (урожд. Антонова) Вера Петровна [3(15).8.1886, Петербург — 29.7.1958, Нью-Йорк], артистка, педагог. С 1905 жена и сподвижница М. М. Фокина. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог К. М. Куличев-ская) в 1904-18 в Мариинском т-ре. Дебютировала партией Пепиты (“Путешествующая танцовщица”). В академич. репертуаре исполнила партии и танцы: Уличная танцовщица (“Дон Кихот”), панадерос и сарацинский танец (“Раймонда”),(…)

Дом-музей Петра Ильича Чайковского

Экспозиция дома-музея П.И. Чайковского включает в себя более 200000 предметов. Кроме фонда композитора, музей содержит фонды рода Чайковских-Давыдовых. Среди экспонатов музея представлены обширные нотная и книжние библиотеки (около полутора тысяч экземпляров). Многие книги имеют пометки П.И. Чайковского. Наряду с творческим архивом композитора здесь находятся архивы известных деятелей музыкальной культуры, связанных с Чайковским: А.С. Аренского, С.И.Танеева, Г. А. Лароша и других — более(…)

Дореволюционные афиши и программки

Дореволюционные материалы освещают многообразие театральной и цирковой жизни. Программа Цирка Чинизелли 1898 Программа Цирка Чинизелли 1899 Программа Цирка Чинизелли 1899 Программа Цирка Чинизелли 1901 Императорский малый театр. Программа 1913 г Императорский малый театр. Программа 1914 г. Театральная программа 1900

Из истории русского балета: Вацлав Нижинский

Вацлав Нижинский польск. (12 марта 1889, Киев, Российская империя — 8 или 11 апреля 1950, Лондон, Великобритания) — русский танцовщик и хореограф польского происхождения, революционер и новатор танца. Один из ведущих участников Русского балета Дягилева. Брат танцовщицы Брониславы Нижинской. Хореограф балетов «Весна священная», «Послеполуденный отдых фавна», «Игры» и «Тиль Уленшпигель». С 1913 — в эмиграции: ведущий танцовщик и балетмейстер труппы «Русский балет Дягилева». В 1907 году в труппу Мариинского театра был принят восемнадцатилетний Вацлав Нижинский.(…)

Лев Толстой на фотографиях

Лев Толстой на фотографиях

Толстой Лев Николаевич (1828 — 1910) — граф, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Принадлежит к богатому и знатному роду, занимавшему высокое положение еще во времена Петра Великого. Прадеду Льва Николаевича, графу Петру Андреевичу, выпала печальная роль в истории царевича Алексея. Правнук Петра Андреевича, Илья Андреевич, описан в “Войне и мире”(…)

Максим Горький в Нижнем Горьком

Максим Горький, также известный как Алексей Максимович Горький (при рождении Алексей Максимович Пешков; 16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя — 18 июня 1936, Горки, Московская область,СССР) — русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму. Первоначально Горький скептически отнёсся к Октябрьской революции. Однако(…)

Московский художественный театр

Московский Художественный театр — драматический театр, основанный в 1898 году К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Первоначально назывался Художественно-общедоступный театр. С 1901 года — Московский Художественный театр (МХТ), с 1919 года — Московский Художественный академический театр (МХАТ), с 1932 года — МХАТ СССР им. М. Горького. В 1987 году разделился на два театра, взявших себе официальные наименования — Московский Художественный академический театр им. М. Горького, (сокращённо МХАТ имени М. Горького) и Московский(…)

На спектаклях Московского художественного театра

Московский Художественно-общедоступный театр открылся 14 (26) октября 1898 года первой на московской сцене постановкой трагедии Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Спектакль был совместной постановкой К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, заглавную роль в нём сыграл Иван Москвин. 26 января 1901 года состоялось юбилейное, сотое представление; в архиве Станиславского сохранилась запись: «Успех „Царя Фёдора“ был так велик, что сравнительно скоро пришлось праздновать его сотое представление.(…)

Народный дом Николая II в Санкт-Петербурге

Народный дом — в дореволюционной России общедоступное культурно-просветительское учреждение. Большинство народных домов до 1914 г. были государственными (например, земские и муниципальные дома попечительства о народной трезвости), однако встречались и негосударственные народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями. Создавались начиная с конца 1880-x гг, особенно широко — после революции 1905 года. 1900-1912 гг. — арх. Люцедарский Г. И. 12(…)

Новгородский музей

Новгородский музей-заповедник основан в 1865 году. Он является одним из старейших музеев России. Основание Новгородского музея было связано с празднованием тысячелетия российской государственности. Основателем музея является Богословский Николай Гаврилович (1824-1892 гг.) Новгородский музей-заповедник расположен в здании бывших Присутственных мест. Вход в музей охраняют чугунные львы. Наружный вид здания музея и библиотеки Лестница. Аван-зал Церковный зал(…)

Пулковская обсерватория 1876 г.

Основным направлением работ в обсерватории в то время было определение положения звёзд в пространстве и вычисление таких астрономических параметров, как прецессия и нутация Земли, аберрация и преломление в атмосфере, а также поиск и исследование двойных звёзд. В обсерватории также производились географические исследования территории России, она использовалась для развития средств навигации. В ней были составлены довольно точныекаталоги звёздного неба, содержавшие координаты сначала 374, а потом и 558 звёзд для эпох 1845, 1865, 1885, 1905 и 1930 годов. К 50-й годовщине(…)

Русский балет

Начало XX века стало звездным часом русского балета благодаря «Русским сезонам» Сергея Дягилева. Европейский зритель увидел творение Михаила Фокина для Анны Павловой — миниатюру «Умирающий лебедь», спектакли «Петрушка» и «Весна священная» Вацлава Нижинского и многое-многое другое. Триумф длился 20 лет и закончился вместе с жизнью Дягилева, который не только показал русский балет Европе, но также(…)

Спектакль “Власть тьмы” 1902 г.

Премьера состоялась 5 ноября 1902 г. в МХТ (реж. Станиславский, худ. Симов; Митрич — Станиславский и Тихомиров, Матрена — Помялова, Акулина — Николаева, Анисья — Бутова, Марина — Алексеева, Марфа — Грибунина, Анютка — Халютина, Аким — Артем, Никита — Грибунин, Петр — Судьбинин). Станиславский воспринял “Власть тьмы” как произведение, идейно и эстетически близкое себе, продолжающее ту суриковскую, репинскую линию, которая шла от постановки “Горькой судьбины” Писемского и проступала затем в решении народных сцен “Царя Федора” и(…)

Спектакль “Дети Ванюшина”

Первая пьеса Сергея Александровича Найдёнова «Дети Ванюшина» была построена на автобиографическом материале. Продолжая традиции А. Н. Островского, он показал в пьесе хищническую, жестокую и невежественную среду купечества, раскол в «темном царстве», вызванный новым этапом развития капитализма. На типичность образов, созданных С. А. Найдёновым, указывал В. В. Боровский. В «Детях Ванюшина» отчетливо проявилась присущая писателю тенденция(…)

Спектакль “Дядя Ваня” 1899 г

Премьера 1899 — Московский Художественный театр. Постановка В. И. Немировича-Данченко и К. С. Станиславского, художник Симов. В ролях: Астров — Станиславский, Войницкий — Вишневский, Серебряков — Лужский, Елена Андреевна — Книппер, Соня — Лилина, Войницкая — Раевская, Телегин — Артем, Марина — Самарова. Премьера состоялась 26 октября 1899 года. Спектакль возобновлялся в 1911, 1918, 1926 годах Во мхатовском спектакле “Дядя Ваня” Вишневский был первым исполнителем заглавной роли.

Спектакль “Иванов” 1904 г.

19 октября 1904 — «Иванов» А. П. Чехова. Режиссёр Вл. И. Немирович-Данченко. Роли исполняли: Иванов — В. Качалов, Сарра — О. Книппер, Лебедев — В. Лужский, Шабельский — К. Станиславский. Несколько раз пьесу собирались поставить в Московском художественном театре (в 1900 году в газетах было помещено объявление о постановке, в 1901-м начаты репетиции, при подготовке сезона 1903/1904 гг. пьеса снова предлагалась в репертуар), однако при жизни Чехова «Иванов»(…)

Спектакль “На дне” 1902 г.

1902 — «На дне» М. Горького. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко. Художник В. А. Симов. Роли исполняли: Сатин — К. Станиславский, Наташа — М. Андреева, Лука — И. Москвин, Барон — В. Качалов, Настя — О. Книппер, Васька Пепел — Л. Леонидов, Бубнов — В. Лужский. «На дне» — пьеса Максима Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей(…)

Спектакль “Ревизор” 1908 г.

Премьера состоялась 18 декабря 1908 — «Ревизор» Н. В. Гоголя. Постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко]], режиссёр И. М. Москвин. Художник В. А. Симов. На этой постановке вновь соединились усилия Станиславского и Немировича-Данченко, вернулись они и к художнику Симову. И поначалу могло показаться, что театр сдал свои позиции, бросил дерзкие новаторские затеи. Недаром Немирович-Данченко, которому(…)

Спектакль «Хозяйка гостиницы» 1914 г.

1914 г. — «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони. В ролях: Кавалер — К. Станиславский Комедия Гольдони «Хозяйка гостиницы», пожалуй, их лучшая совместная работа (1913—1914). Здесь играли ведущие артисты театра (Станиславский — кавалер Риппафрата; роль Мирандолины — высшее достижение О. В. Гзовской). Критика, однако, отмечала в этом «бенефисе Бенуа» главным образом зрелищную сторону: «Пять картин «Трактирщицы» — это, прежде всего,(…)