Заря наук: образование в России в XVIII веке

Г. Винский

Заря наук для нашего отечества начала пробиваться сквозь мрак невежества в конце осьмого десятка про­текшего столетия. Сколько бы излиха ни вопияли: «Рас­пинайте французов!», но они одни гораздо более спо­собствовали нашему научению, нежели совокупно вся Европа. Россия по воле Петра Великого, находившись более полувека под ферулою немецкою, даже и призна­ков не являла просвещения. Царствованию Екатерины принадлежит вся честь водворения в нашем отечестве полезных наук, которые разительнейшим образом нача­ли иметь влияние на нравственность. Повторю паки: сколько бы старообрядцы и новообрядцы и все их от­голоски ни вопияли: «Распинайте французов!», но Воль­теры — не Мараты; Ж.Ж. Руссо — не Кутоны, Бюффоны — не Робеспьеры. Ежели когда-нибудь настанут времена правды, тогда великие умы XVIII-гo столетия, истинные благодетели рода человеческого, получат всю им принадлежащую честь и признательность. […]

В России научение почти повсеместно принимается за воспитание. Я сам, скажу со стыдом, прожив более поло­вины моего века и бывши по несчастию уже домашним учителем, различия в сем даже и не подозревал. […]

О отцы, матери, и все вы, от коих зависят дети! Войдите в подробнейшее розыскание разности между воспитанием и научением; пекитеся ваших чад прежде воспитывать, потом научать. Знайте, что болтание чуже­земными языками, балансированье, прыганье, бряцанье на фортепиано и на гитаре не есть воспитание, но одно научение. Ведайте, что наемные иноземцы, из какого бы они народа не были, хотя бы нравственность их была без малейшего нарекания, не могут дать вашим детям воспитания, по тому одному, что они не знают ни за­конов наших, ни нравов, ни обычаев, ни преимуществ и прав, принадлежащих у нас каждому состоянию граж­дан, по которым необходимо должно прилаживать нравственность. Будем искренны: российский дворянин, по своему званию, обязанностям и правам, ни малейше не сходствует ни с одним европейским дворянином, как купец, мещанин и крестьянин ничем не равны замор­ским. Сколько ни всеобща чистая нравственность, но состав обществ, нравы, обычай во всякой земле свои, и по ним одним народы удерживают свое отличие.

Россиянина должен воспитывать непременно росси­янин; научение же можно попустить и иностранцу, толь­ко бы воспитание оному предшествовало и никогда из вида не потерялось.

Мое время. СПб., 1914. С. 16-19.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс