ВОТЧИНЫ И ПОМЕСТЬЯ В МОСКОВСКОЙ РУСИ

ВОТЧИНЫ И ПОМЕСТЬЯ В МОСКОВСКОЙ РУСИ. По издании Царского Судебника (1550) вотчины и поместья в Московском государстве начали постепенно сливаться, т. е. вотчины мало-помалу стали принимать характер поместий, а поместья — характер вотчин. Причиной этого было то, что на вотчины стали налагаться разные службы чисто государственного характера и они т. о. стали постепенно терять характер частной собственности, наоборот, поместья стали принимать характер частный, но в то же время с них не были сложены все прежние службы и повинности. Это слияние вотчин с поместьями постепенно увеличивалось, и к концу царствования Анны Ивановны они слились так, что между ними не стало никакой разницы и названия «поместье» и «вотчина» стали совершенно однозначны.

I. При слиянии вотчин с поместьями правительство прежде всего обратило внимание на монастырские и церковные вотчины. Через два месяца по издании Судебника был издан закон, по которому монастыри и епископы не могли приобретать землю без государева позволения. В этом законе говорится: 1) если кто продаст вотчину в монастырь или святителю без доклада государю, то эта вотчина отбиралась на государя безденежно. А если вотчина была дана на помин души, то она оставалась за монастырем, и родственники давшего в монастырь вотчину не имели права выкупить ее, если передавший в своем духовном завещании или другом акте не предоставил им право выкупа; 2) если святитель или монастыри завладели каким-либо поместьем или черными землями по закладным или другим образом, то такие поместья или земли полагалось отчислять к тому ведомству, к которому они принадлежали исстари. В 1559 это узаконение было дополнено новым. В новом узаконении о вотчинах сказано: 1) в выкупных вотчинах пашенные и лесные земли должны быть в одной цене; 2) если вотчинники пожелают выкупить вотчину у монастыря, поступившую к нему по духовной, и будут жаловаться на высокую цену, которая назначена для выкупа, а грамота, по которой вотчина отдавалась в монастырь, будет уже написана, скреплена и записана у святителя в книге, то им полагалось выкупать вотчину по той цене, которая назначена в грамоте. Но если вотчинники еще до утверждения духовной будут бить челом на дороговизну выкупной цены, то им полагалось давать межевщиков и предоставить выкуп вотчины по цене ее стоимости.

II. После монастырских вотчин было обращено внимание на вотчины служилых людей. В 1562 был издан закон, по которому служилым князьям запрещалось свои вотчины менять, продавать, закладывать и отдавать за сестрами в приданое. Если же служилый князь умирал бездетным, то по новому закону его вотчина не доставалась его родственникам, а переходила государю. Т. о., по этому закону старинные княжеские вотчины получили характер поместных земель.

Грамота Петра Великого канцлеру Головкину на вотчину.

Грамота Петра Великого канцлеру Головкину на вотчину.

III. После княжеских вотчин было обращено внимание и на боярские вотчины, но не на покупные, а на те, которые были даны боярам государем. В 1572 был издан закон, по которому только те вотчины поступали в надел родственникам, о которых в грамоте жалованной было сказано, что они даются такому-то и его роду. А у кого в государевой жалованной грамоте было написано, что вотчина дается только на его лицо, или у кого вовсе не было жалованных грамот, то по смерти этих вотчинников вотчины их полагалось брать на государя, хотя бы после них и оставались дети. Да и в тех вотчинах, которые были даны в род, по новому закону сделано было значительное ограничение относительно порядка наследования в них, а именно, по новому закону было определено: 1) после отца наследовать детям; 2) если не было детей, то родным братьям, их детям и внучатам; 3) если сын или внук помирал бездетным, то его жребий отдавать его братьям, дядям, племянникам или внучатам, а далее внучат жалованную вотчину не полагалось отдавать; 4) если внук умирал бездетным и после него оставались только правнучатые братья, то им вотчину не полагалось отдавать, а отбирать ее на государя. В 1627 относительно жалованных вотчин был издан дополнительный закон, по которому бездетная жена отстранялась от наследства в выслуженных вотчинах мужа, а, напротив, дочери, сестры, племянницы и другие родственницы, как замужние, так и незамужние, допускались к наследству. В 1628 этот закон был дополнен новым законом, по которому дочь вотчинника допускалась к наследству в выслуженной вотчине только в том случае, когда у него не было сыновей. В 1628 было издано узаконение, которым ограничивалось право наследования и родовыми вотчинами; это узаконение приравняло родовые вотчины к выслуженным. По этому закону полагалось, что родовые вотчины по смерти вотчинника могли переходить во владение другим его родственникам, но отнюдь не жене, которой выдавалось приданое и четвертая часть из движимого имения и купленных вотчин мужа. Поэтому если после вотчинника не оставалось других родственников, кроме бездетной жены, то вотчина его отписывалась на государя и шла в раздачу поместий служилым людям. Т. о., московские князья подвергли ограничению выслуженные и родовые вотчины относительно порядка их наследования и оставили неприкосновенными только вотчины, приобретенные покупкой.

Узаконения о поместьях. По мере того как выслуженные и родовые вотчины постепенно утрачивали характер частной собственности, поместья, напротив, принимали характер вотчин. 1. Указом 1618 поместья дворянства и детей боярских, убитых на войне или взятых в плен, определено оставлять за их женами и детьми, а за их неимением родственникам, если же не было и родственников, то отдавать поместья другим служилым людям того же города, но не иногородним. 2. По указу 1622 позволялось вдовам и дочерям помещиков выходить замуж с их прожиточными поместьями (теми, которые давались им на прожитие, как пенсия по смерти мужа или отца), и эти поместья записывались за их женихами. Точно так же вдовы и дочери помещиков и сами помещики по старости и болезни могли передавать свои поместья родственникам, с тем чтобы они кормили и поили их и несли за них службу. 3. Указ 1637 узаконивает, что если кто из дворян и детей боярских находился в плену 10 лет, а их поместья в отсутствие их поступали в раздачу, то по возвращении из плена полагалось возвращать им поместья; если они пробыли в плену более 10 лет, то лишались права на возвращение поместий, но взамен этого им давалось право скорейшего получения новых поместий, прежде всех других челобитчиков. 4. Указом 1641 определялось пустопорожние земли, не записанные в оброчные статьи, отдавать служилым людям как льготу на 15 лет, с тем чтобы они в этот срок строили дворы на льготных землях, заселяли их крестьянами, пахали пашни и расчищали леса. Когда заканчивались льготные 15 лет, эти земли отдавались в поместья тем же льготным людям, и в вотчины их уже не отдавали.