Великие исторические последствия московского пожара 1812 года

Н. Фирсов

[…] московский пожар впоследствии, когда выясни­лись его великие исторические последствия, сделался крупным историческим фактом и приобрел всемирную известность как акт государственного подвига русского народа, как проявление им небывалого самопожертвова­ния, спасшего в конечном счете всю Европу от военного деспотизма Наполеона. Но в тот момент, когда русское общество только что узнало, что Москвы более не су­ществует, и трудно было верить, что в конце концов все кончится благополучно, порок будет наказан, а добродетель восторжествует, словом, в первый момент по­сле страшной катастрофы с «матушкой Москвой» все русские люди, начиная с государя и кончая последним простолюдином, были потрясены и сочли сожжение «сердца России» не похвальным патриотическим делом, а ужасным бедствием, которому как-то даже не верилось на первых порах. «Хорошо было Пушкину, говорит одна из современниц события, лет двенадцать позднее воск­ликнуть с энтузиазмом поэта: «Пылай, великая Москва»; но когда она пылала, то, сколько знаю, общее чувство было вовсе не восторженное. Всеми овладело какое-то странное изумление. Все, что сбывалось, носило харак­тер неправдоподобной сказки». Пожар Москвы ударил и по карману русского, — прежде всего, конечно, мос­ковского — общества, и по самым тонким струнам его души. Кто же был виновником этого знаменитейшего в русской истории пожара?

Довольно долго русское общество не хотело думать, что Москву сожгли сами русские: еще в начале 1813 года большинство считало московский пожар делом французов. Но с течением времени, едва ли не под вли­янием заявлений английской печати о патриотическом происхождении московского пожара, связываемого с де­ятельностью гр. Ростопчина, русское общество радикаль­но переменило свой взгляд на этот вопрос, и француз­ское вандальство превратилось в жертву, принесенную русским народом, по инициативе московского главноко­мандующего, для спасения отечества.

1812 год в социолого-психологическом осве­щении. М., 1913. С. 31.

Миниатюра: Наполеон покидает Кремль. Александр Апсит