Русское религиозное возрождение XX века

Н. Зернов

Православная церковь присутствовала во всех сторонах россий­ской жизни: личной, семейной, общественной и национальной. Большинство русских считало себя ее членами. Хотя многие из них были скептиками, агностиками и даже атеистами, только в редких случаях они совершенно порывали с церковью, ибо в боль­шей степени, чем какое-либо другое сообщество, она выражала характер русского народа и его существенное единство. Иконы висели в каждом доме, на железнодорожных станциях и в учреж­дениях, в кабаках и магазинах. Каждый русский человек был кре­щен и миропомазан. Большинство приходило к исповеди и по крайней мере раз в год принимало святое причастие. Русские вен­чались в церкви и погребались по православному обряду. Церков­ные праздники отмечались всем населением, в особенности Рож­дество и Пасха. Тесная интимная связь между повседневной жиз­нью и Церковью распространялась на всю страну. Любое важное государственное событие сопровождалось богослужением, а пра­вославные праздники были днями отдыха. Крестные ходы при­влекали громадные скопления народа, как и паломничества и тор­жественные всенародные молебствия. По всей стране были раз­бросаны многочисленные монастыри и обители, всюду и везде проявлялась церковная жизнь. При этом церковь не была ни политической силой, ни соперницей государства. Духовенство не руководило общественным мнением и обладало малым влиянием вне сферы богослужения и обряда.

Подобно тому как русская интеллигенция была единствен­ной в своем роде и не имела аналогии в истории других народов, так ни с чем не сравнима и роль христианства в истории русско­го народа.

Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1974. С. 51-52.