Прогрессивная сторона деятельности церкви, направленная на освобождение рабов

С. Бахрушин

Прогрессивная сторона деятельности церкви заклю­чается в ее стремлении ликвидировать найденные ею в Приднепровье элементы рабского труда, невыгодность которого была уже осознана в Византии. […] Таково резкое осуждение практики продажи крещеных рабов в «поганыя»; нарушающий это правило рассматривался «яко иноязычник и мытарь». Не менее горячо осуждает­ся спекуляция на живом товаре: «Такоже иже кто про­даст целядин, да елико за него давши, толико и взяти; аще ли лише, обретется наклады емля и прасоля живыми душами». Еще последовательнее проводятся мероприятия к облегчению выхода на свободу рабов. Эту цель пре­следуют многократные запрещения «изгойства», т.е. взи­мание излишней платы, сверх стоимости, за освобожде­ние холопа. «А се паки горее всего, емлющим изгойст­во!» Строго воспрещается брать изгойство за детей вольноотпущенного, родившихся после его освобожде­ния: «Аще ли кто искупиться на свободу, да вдасть цену, юже дали по нем, и потому свободен дети приживет и те имут имати на нем изгойство, то обретается, продая кровь неповинную и взыщется милостью». Моральная ответственность возлагается не только на продавца, но и на свидетеля и на суд, утверждающий сделку: «Не токмо свои души губяще, но и послух, вставающих по них и помогающих злобе их, и аще же приволочающе к своим злым и судьи многыми мздами и великими дары». В известных случаях церковь рекомендовала принудитель­ный выкуп рабыни у господина. Наконец, церковь боролась и против незаконного порабощения свободных людей.

К вопросу о крещении Киевской Руси. // Историк-марксист. 1937. Кн. 2. С. 65.

Миниатюра: А.И.Павлова, В.Ф. Павлов «Крещение Руси»

Похожие материалы