Понятия о чести и справедливости в Российской империи

А. Никитенко

Печальное зрелище представляет наше современное общество: в нем ни великодушных стремлений, ни правосудия, ни простоты, ни чести в нравах — словом, ничего, свидетельствующего о здравом, естественном и энергическом развитии нравственных сил. Мелкие души истощаются в мелких сплетнях общественного хаоса. Нет да­же правильного понятия о выгодах и твердого к ним стремления. Все идет, говоря русским словом, «на шаромыжку».

Ум и плутовство — синонимы. Слова «честный человек» означа­ют у нас простака, близкого к глупцу, то же что и добрый человек. Общественный разврат так велик, что понятия о чести, о справед­ливости считаются или слабодушием, или признаками романичес­кой восторженности. И понятно: ведь с ними не соединяется ниче­го существенного, — это пустые, книжные слова.

Образованность наша — одно лицемерие. Учимся мы без любви к науке, без сознания достоинства и необходимости истины. Да и в самом деле, зачем заботиться о приобретении познаний в школе, когда наша жизнь и общество в противоборстве со всеми великими идеями и истинами, когда всякое покушение осуществить какую-нибудь мысль о справедливости, о добре, о пользе общей клеймит­ся и преследуется как преступление? К чему воспитывать в себе благородные стремления: ведь рано или поздно все равно придется пристать к массе, чтобы не сделаться жертвою.

Дневник. В 2 т. СПб., 1904. Т. 1. 15 января 1841. С. 309-310.