Отношения русских к религии в середине XVI века

Н. Костомаров

Несмотря на глубоконравственное значение, какое во­обще придавали строгому подчинению церкви, русское благочестие основывалось больше на внимании к внешним обрядам, чем на внутреннем религиозном чувстве. Духо­венство почти не говорило проповедей, не было училищ, где бы юношество обучалось закону Божию.

Русские вообще редко исповедовались и причащались; даже люди набожные ограничивались исполнением этих важных обрядов только однажды в год — в великую четыредесятницу. Другие не исповедовались и не подходили к Святым Дарам по нескольку лет. Притом Исповедь для тол­пы не имела своего высокого значения: многие, чтоб избе­жать духовного наказания от священников, утаивали свои согрешения и после даже хвалились этим, говоря с насмеш­кою: «Что мы за дураки такие, что станем попу сознавать­ся». Часто владыки жаловались на холодность к религии и обличали мирян в уклонении от правил церкви. В XVI веке митрополит Макарий замечал, что в Новгородской земле простолюдины не ходят в церковь, избегают причащения; а если и приходят когда-нибудь в храм, то смеются и разгова­ривают между собой, не показывая вовсе никакого благо­честия. В XVIIвеке до сведения патриарха Филарета до­шло, что в Сибири русские, сжившись с некрещеными на­родами, забыли даже носить на себе кресты, не хранят по­стных дней и сообщаются с некрещеными женщинами. Не­которые русские в восточных провинциях Московского го­сударства, живя в наймах у татар, соблазнялись увещания­ми их хозяев и принимали татарскую веру. Коль скоро нет внутреннего благочестия, наружное соблюдается только до тех пор, пока действующие извне обстоятельства под­держивают привычку; в противном случае и самые обряды не тверды, и человек гораздо легче их нарушает, нежели как кажется, судя по той важности, какую он придает им.

Очерк домашней жизни и нравов велико­русского народа в XVI и XVII столетиях. СПб., I860. С. 211-212.

Миниатюра: Святитель Макарий, митрополит Московский (1563)