ОТЛУЧЕНИЕ

ОТЛУЧЕНИЕ, в Христианской Церкви первоначальное исправительное средство. Церковное право различало малое и великое отлучения. Первое лишало участия в таинствах и делало невозможным достижение церковных должностей; второе исключало из всякого церковного общения, гражданского оборота и лишало всякого способа (письменного или знаками) общения с верными. С признанием государственного значения за каноническим правом отлучение стало сопровождаться тяжкими гражданскими последствиями.

В Русской Церкви в допатриарший период отлучение не только изрекалось за преступления против Церкви, но применялось и к тем, кто действовал против московского правительства, позже — к государственным преступникам (см.: Государственные преступления) начиная с Гришки Отрепьева и кончая Пугачевым.

При Патриархах возник новый вид отлучения — отлучение вседомовное, которому священник мог подвергнуть прихожанина со всем его домом за нарушение прав храма и его причта.

«Духовный регламент», изданный при Петре I, различал отлучение великое (анафему) и отлучение малое. «Подвергнутый анафеме подобен есть убиенному», — говорилось в регламенте. Малое отлучение могло быть наложено и священником, без доклада Синоду. К н. XX в. сохранилось только личное церковное отлучение.