ДОЛЖНОСТИ БЛАГОЧЕСТИВЫХ МОНАРХОВ

«ДОЛЖНОСТИ БЛАГОЧЕСТИВЫХ МОНАРХОВ», учение свт. Тихона Задонского (1724—1783) о русской Православной Монархии. Изложение этого учения дается по второй части творения святителя «О истинном христианстве» (1771).

«Монарх не имеет над Собою обладателя от земли, но имеет на небеси, Который небом и землёю владеет. Не имеет повелителя на земли, но имеет на небеси, не имеет надзирателя и судии — человека, но имеет Бога.

Царскую корону украшают премудрость, правда и милость. Правда требует, чтобы всем воздавать должная, добрым и верноподданным за верность их — награждение, злым и неисправным — наказание, да и прочии хотящии нечестововати страх имеют. Милость хощет объятиями своими всех согревать; но, понеже многии являются милости недостойны, премудрость растворяет тую правдою и научает добрых жаловать, неисправных наказывать, но с милостию и надеждою исправления, ожесточенных отсекать от общества добрых, да не и тии злостию их повредятся. Тако поступает с нами праведный, милостивый и премудрый Царь Небесный, Царь царей и Господь господей, гордым противится, смиренным же дает благодать (см. 1 Пет. 5, 5); добрых любит и благословением Своим обогащает их; неисправных наказует, но наказанных и смирившихся милует; ожесточенных отвергает от Лица Своего и предает вечному наказанию. Строгость бо излишняя вредит, и милость безрассудная не полезна. Оная в негодование, огорчение и уныние людей приводит; сия к разслаблению, своевольству, безчинию и развращению дверь отворяет; правда же, с милостию сопряженная, всё тое отвращает. Сие-то есть премудрость властелина, сие есть Царский путь — правды держаться и милости не забывать. Худо тамо являть милость, где наказание требуется; худо прощать и щадить того, кто не оставляет греха и не кается. Грех ненаказанный к иным грехам подаёт повод; и един злодей прощённый многим к подобному злодеянию поощрение подаёт.

Великии и малыи, сановитыи и подлыи равно суть Отечества сыны, равно Отечество составляют, равнаго убо отеческаго о себе промысла от Монарха требуют, и в покойном Отечества лоне согреваться и питаться хотят.

Хотя на высоком месте сидит Царь, однакож помнить Ему необходимо нужно, что Он такойжде человек, как и прочие люди, такожде умирает и земле предаётся, как и подданные Его, где Царя от подданного, и господина от раба, и вельможи от простолюдина нет никакого разнствия: смерть бо всех равными делает, и в землю возвращает и обращает. Аще бо Христос, Царь царей и Господь господей, верных Своих не стыдится братиею нарицати, кольми паче человеку подобных себе человеков за братию имети достойно. Отсюду проистекут христианския добродетели, как ручьи от источника; отсюду терпение, христианская победа, которая не над побеждёнными врагами, но над своим торжествует сердцем; отсюду кротость и незлобие, которыми сердце в тишине сохраняется. Блаженна та корона, которую сии многоценные и не мира сего камение украшают. Более она прославится, нежели победами над врагами внешними: преславнее бо себе победить, нежели людей. Более она сохранит грады свои, нежели оружие воинское, яко Бога Защитника своего имети будет.

Благочестивым Царям долг надлежит — защищать и умножать Церковь Святую, по пророчеству Пророка: и будут Царие кормители твои, и Княгини их кормительницы твои (см. Ис. 49, 23). Сего ради должно им от гонителей и ругателей тую защищать, о добрых пастырях промышлять; учения полезныя, которыми она утверждается, умножается, расширяется и процветает, расширять; ущилища, в которых сеются семена учений, насаждать, распространять и их правильно содержать.

Благочестивых Государей должность — о тишине и благополучии Отечества Своего промышлять: того ради нужно им избирать и посылать на власти добрых и разумных людей, которые бы правосудие, как зеницу ока, хранили, и общей, а не своей пользы, на власти будучи, искали, и тако бы подданных его целость и благополучие хранили и умножали. От добрых бо и разумных властей целость и благополучие общества зависит, якоже от злых и неисправных оно изнемогает, разоряется и падает.

Должность есть благочестивых Монархов Отечество своё от иноплеменников защищать. Того ради, когда начинают войну, должно им крайне берещися от неправильной войны, и брани без правильной причины не начинать; своё хранить и чужого не касаться, да не и своего лишатся, и подданных своих напрасно кровь пролиют, и пред Богом тяжко согрешат. Единого человека напрасно кровь пролить страшно, кольми паче многих.

Должность верноподданных (см.: Верноподданничество) к своему благочестивому Монарху:
Натяжные потолки цена за 1 установка pro100-potolok.ru.

1. Должно Его от чистаго сердца любить, яко перваго по Бозе отца, промыслителя и попечителя, о целости Отечества и общем благополучии неусыпно тщащагося.

2. Высокое Ему, яко от Бога посланному, и любовное отдавать почтение.

3. Повеления и указы Его, яко в пользу общества учинённые, без роптания и с усердием исполнить.

4. Дань, от него требуемую, давать доброхотно и без задержания.

5. О здравии Его, яко Отечеству нужном, мирном царствовании и мудром правлении молить усердно Бога.

6. В случае за здравие Его и своего здравия не щадить. Главу в естественном теле, когда следует ей опасность, все уды защищают и хранят, хотя и сами страждут, яко от бедствия главы и всему телу следует бедствие. В обществе глава есть Царь, котораго целость и здравие всем хранить должно, яко от Его целости и общества целость зависит, и от Его бедствия всему обществу бедствие бывает».