ЛЕЗГИНЫ

ЛЕЗГИНЫ (самоназвание — лезгияр), народ в Дагестане (204 тыс. человек) и Азербайджане. В Российской Федерации 257 тыс. человек. Язык лезгинский лезгинской группы дагестанской ветви иберийско-кавказских языков. Верующие — мусульмане-сунниты, есть шииты.

Этимология названия

Вопрос происхождения этнонима «лезгины» всё ещё требует более глубокого и всестороннего анализа. Тем не менее, большинство исследователей выводит этноним «лезгин» из античного «леги» и раннесредневекового «лакзи», от которых впоследствии, — предполагают некоторые исследователи, — произошёл современный этноним «лезги». Бесконечные войны с римлянами, византийцами, персами, хазарами и другими завоевателями обусловили известность лезгиноязычных племён, населяющих Кавказскую Албанию. До сих пор грузины и армяне называют дагестанцев, и в особенности лезгин, «леками», персы и арабы — «лекзами». Кроме того, танец «Лезгинка»

Лезгины

Лезгины

у Грузинименуется «Лекури», а страну лезгин «Лекетия».

Термин лезги в письменных источниках известен уже с XII в., но это название не являлось в прошлом самоназванием для отдельной дагестанской народности, оно было «совершенно чуждо дагестанским горцам».

В Царской России и у тюрков название «лезгины» употреблялось в качестве термина для обозначения многочисленных горских племён, населявших Дагестанскую область и отчасти южный склон Главного Кавказского хребта. Урусских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами (преимущественно аварцев). После 1920 года этноним «лезгины» превратился в наименование одного из горских народов Дагестана, известного под названием кюринцы.

Анализируя исторические связи народов и языковые соответствия, исследователь древности А. Н. Погребной-Александров выдвигает теорию связи термина «лезгин» с русско-славянскими диалектами и его близкого родства и возможного происхождения от слова «лезга» (хвастун, задира, скандалист; брань, крик, ссора и т. д.) и/или от его первоосновы в слове «лязг» (говоря о звуке от клацанья зубов животного (например, собаки или волка), или — о своеобразном «звоне» или лязганья от соприкасновения холодного оружия во время драки, изготовленного из металла). Представители кавказских народностей зачастую были казаками — в качестве наёмных военных царской армии, которые славились (и славятся до сих пор) своей агрессивностью и вспыльчивостью характера. Значение в название «лезгияр», состоящего из двух славяно-русских слов — ярый или вспылчивый лезга.

Арабское наименование лезгин — «лекзам», можно также сравнить со значением в словах «древнего происхождения», где «эл ек» — давно, а «зам» — времена. И… здесь вновь подтверждается теория о русско-славянским значении в названии «лезга» — балтун или хвастун, так как, во времена рассказов и/или иных разговоров с русско-славянскими сослуживцами, будучи ещё в казаках, им не очень-то верили, а письменных источников этого древнего народа не сохранилось. «Элек заман» же, на тюркском диалекте означает — «давном давно, в тридевятом царстве тридесятом государстве».

Лезгинский язык

Лезгины говорят на лезгинском языке, который относится к кавказским языкам. Вместе с близкородственными агульским, рутульским, цахурским, будухским, крызским, арчинским и удинским языками образует лезгинскую группу нахско-дагестанских языков. Распространен на югеРеспублики Дагестан и в северных районах Азербайджана.

Лезгины храбры, ловки и упорны

Лезгины храбры, ловки и упорны

История

Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры (конец 4 тысячелетия до н. э.).

Непосредственными предками лезгин и лезгиноязычных народов являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию, государство на территории Восточного Кавказа.

Древнейшие памятники каменного века, обнаруженные на территории Дагестана, относятся к ашельской эпохе (древние племена легов, гелов, удинов и др.). В конце 1 тыс. до н. э. территория Дагестана входила в состав Албании Кавказской, затем державы Сасанидов. С V века на территории Дагестана образуется ряд государственных образований: Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Зирихгеран (Кубачи), Кайтаг, Гумик и др; в VI веке — государство гуннов.

Хозяйство

Становление земледельческо-скотоводческого производящего хозяйства у лезгин, как и во всем Дагестане, произошло в неолите (конец VII-VI в. до н. э.). На эпоху бронзы приходится резкий подъем земледельческо-скотоводческого хозяйства, рост террасного земледелия, внедрение основных злаков, садоводства, виноградарства, завершение доместикации животных.

Прекращение кочевнического давления способствовало установлению в ХVI-ХIХ вв. естественной хозяйственной специализации по природно-географическим зонам, с наложением на них естественно-экономических зон и основных хозяйственно-культурных ареалов: 1) равнинно-нижепредгорный ареал оседлых пашенных земледельцев и стационарных скотоводов; 2) среднегорный ареал оседлых пашенных (террасовые поля) земледельцев и отгонных скотоводов (в форме трансюманса); 3) высокогорный ареал оседлых подвижных скотоводов и пашенных (склоновые поля) земледельцев.

Все три ареала составляют единое целое с общедагестанскими ареалами, которые образуют единую совокупность хозяйственно-культурных ареалов дагестанской историко-культурной области.

Традиционные занятия — пашенное земледелие (зерновые, бобовые, огородные, бахчевые культуры), виноградарство, садоводство, а также скотоводство, на равнине — преимущественно выгонно-стойловое, в горах — отгонное и подвижное (главным образом овцы). Традиционные промыслы и ремесла — производство ковров, джурабов, сукна, войлока, обработка дерева, металла (оружейное и ювелирное дело), кожи, гончарство. До Октябрьской революции многие лезгины уходили на сезонные заработки к земледельцам и на нефтяные промыслы Азербайджана.

ЛЕЗГИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ КОРЕННЫМ НАРОДОМ РЕГИОНА, исторический ареал расселения которого юг Дагестана и несколько районов на севере Азербайджана.

ЛЕЗГИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ КОРЕННЫМ НАРОДОМ РЕГИОНА, исторический ареал расселения которого юг Дагестана и несколько районов на севере Азербайджана.

Половое разделение труда определяло и возрастное. Реализация во многом зависела от хозяйственных занятий. В земледельческом хозяйстве преобладал мужской труд, в скотоводческом — женский. Мужские работы: вспашка, сев, полив, снятие урожая с деревьев и уход за ними, работа со скотом и упряжью, с транспортом, выпас скота, изготовление орудий труда, оружия и деревянной утвари, уход на чужбину на заработки, для закупок, товарообмена и т. п. Женские: прополка, уход за скотом и птицей, сбор плодов, заготовка впрок продуктов, прядение, вязание, изготовление одежды, обеспече ние семьи водой, приготовление пищи, чистка, уборка, стирка и т. п. Общие: уборка хлеба, сена, доставка сена, молотьба, заготовка дров и др.

В настоящее время в экономике и культуре произошли коренные изменения. Создано механизированное сельское хозяйство, распространились новые технические культуры (табак), произведены крупные ирригационные работы, дальнейшее развитие получили садоводство, виноградарство, шелководство (особенно у азербайджанских лезгин), животноводство с Птицеводством и пчеловодством. Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция.

Брак и семья

Брак заключается преимущественно по шариату. Этапы бракосочетания — сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом доме». Локализация патрилокальная. Последовательность приобщения новобрачной к новой семье и хозяйству: ввод в семейную (общую) комнату, первый выход за водой к роднику, возвращение домой, снятие избегательных запретов.

В воспитании детей наибольшее внимание уделялось приучению к будущим занятиям: воин и хозяйка-мать.

лезгинские народы в современном Дагестане отличаются меньшей религиозностью

лезгинские народы в современном Дагестане отличаются меньшей религиозностью

В традиционной материальной культуре лезгин много общедагестанского.

Поселения

Поселения представлены тремя основными видами: 1) селение — «хуьр», крупные территориально-родственные поселения (один квартал — один тухум); 2) хутор -«казмаляры», хозяйственные базы — однодворки с жилыми функциями; 3) отселок — разросшиеся хозяйственные хутора с четкими поселенческими функциями (малодворные). Поселения в горах максимально приспособлены к рельефу, очень экономны на занимаемую площадь, недоступны, ориентированы на солнце (юг-запад), имеют территориальную планировку, кучевую, нередко террасообразную, компактно-улочковую, скученный тип расселения.

В равнинной части селения разбросанные или с широкими улицами с большими дворами, окруженными изгородью. Преобладают поселения уличной планировки.

Жилище

Традиционное жилище — каменное (на равнине также саманное), наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах — двух- и многоэтажное, на равнине — одно- или двухэтажное. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, заменяющие шкафы, ковры. В современное время выросли благоустроенные спланированные поселки с современными домами. Многие старые селения приобретают современный вид, изменяется их структура, планировка, увеличивается удельный вес новых зданий, в том числе общественных. В домах выросло значение балконов, галерей (например, балконы с кронштейнами, особенно в Кусарском районе Азербайджанской республики). Земляной и каменный пол сменился деревянным, плоская крыша — стропильной кровлей, в планировке жилища получает развитие многофункциональность (кунацкая, столовая, спальня, детская, кабинет, кухня и т. д.). В убранстве возрастает значение современной мебели, предметов быта и обихода.058406

Одежда

Народный костюм сходен с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду — башлык и овчинная шуба; у женщин – рубаха-платье, цветные шаровары, бешмет, чухта, головные платки. Из украшений — мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца и т. д. На ногах мужчины и женщины носили башмаки — сыромятную обувь типа поршней и шерстяные носки с цветным орнаментом. Традиционный костюм ныне вышел из употребления. В горной части сохранились некоторые элементы национального костюма: папаха, овчинная шуба, бурка, сыромятная обувь, платки (шерстяные, шелковые, особенно кировобадские), шерстяные узорчатые носки. В большей степени сохранились комплексы ритуальной одежды (похороны, свадьба). Традиционные украшения редки.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс