ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ

ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ, святые отцы о соотношении церковной и государственной власти:

Свт. Василий Великий: «Государям должно защищать постановления Божии» (Правило 79).

Свт. Иоанн Златоуст: «Священство настолько превосходит царство, насколько дух превосходит тело. Царь управляет телом, а священник — первым, поэтому царь преклоняет главу перед десницею священника. Когда нужно умолить небо о помощи, то царь обращается к священнику, а не священник к царю. Следовательно, власть священника выше царской» (Слово о священстве).

Свт. Иоанн Златоуст: «Светский начальник — наш сотрудник и помощник; на то он и послан Богом. В двояком отношении он достоин нашего уважения — и как Богом посланный, и как поставленный к одному с нами делу. Божий бо слуга есть, отмститель во гневе злое творящему… Начальник исполняет Божий закон. Какая тебе нужда, если он и сам того не знает. Довольно того, что так учредил Господь. Итак, начальник, наказывает ли он или награждает, Божий есть слуга, ибо защищает добродетель и гонит порок. А кто и страхом, и почестями предрасполагает людей, чтобы они способнее были принять Слово Учения, тот справедливо называется Божиим слугой» (Беседа на Послание к Римлянам).

Свт. Иоанн Златоуст: «Христос ввел Свои законы не для ниспровержения общего государственного устройства, а для исправления и улучшения его. Христианин повинуется государственной власти, ибо она — Божия слуга. Разве начальник страшен для ревнующего о добродетели?» (Беседа на Послание к Римлянам).

Свт. Григорий Богослов: «И между нашими законами есть один закон — закон похвальный и прекрасно поставленный Духом, Который дал Свои законы, сличив возможное и наилучшее. По сему закону как рабы должны быть послушны господам (Еф. 6, 5), жены — мужьям, Церковь — Господу, ученики — пастырям и учителям, так и все, обязанные давать дань, — повиноваться всем властям предержащим не токмо за гнев, но и за совесть (Рим. 13, 5, 6)» (Слово 17).

Свт. Григорий Богослов: «Закон Христов подчинил вас (владык земных) нашей власти и нашему суду, ибо и мы владычествуем, и наша власть даже выше вашей. В самом деле, разве дух должен преклоняться перед материей, небесное перед земным?» (Слово 17).

Свт. Лев I Великий: «Хотя церковная мягкость удовлетворяется приговором духовным и избегает жестоких наказаний, однако ей приходят на помощь законы христианских государей» (Послание императору византийскому Льву I).

Свт. Амвросий Медиоланский (в ответ императору, повелевшему отобрать у него храм и передать арианам): «Ни мне непозволительно отдавать его, ни тебе, император, принимать; ты не имеешь никакого права вторгаться в частный дом; думаешь ли, что можно отнять дом Божий? Говорят: императору все позволительно, все ему принадлежит; отвечаю: не превозносись, не думай, что имеешь какое-либо право на то, что — Божие. Не надмевайся, но если хочешь дольше царствовать, будь покорен Богу».

Прп. Иоанн Дамаскин: «Не свойственно благочестивым царям ниспровергать церковные постановления. Не императорам Христос дал власть связывать и разрешать, но апостолам и их преемникам — пастырям и учителям… Не дело императоров устанавливать законы для Церкви. Что говорит Божественный апостол? «И овых убо положи Бог в Церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей…» (1 Кор. 12, 28) для устроения Церкви. Не сказал: императоров. Дело императоров… государственное благоустройство; церковное же устройство — дело пастырей и учителей» (2-е Слово против порицающих святые иконы).

Прп. Иоанн Дамаскин: «Господь сказал: «Воздадите убо кесарево кесареви, и Божия Богови». Мы повинуемся тебе, император, в житейских делах (т. е. в делах века сего)… в церковной же области имеем пастырей, глаголавших нам слово и установивших церковное законоположение. Я не признаю императора, тиранически восхищающего священство; я убежден, что не императорскими законами устрояется Церковь, а отеческими преданиями» (2-е Слово против порицающих святые иконы).

Прп. Ефрем Сирин: «Ибо Божий служитель есть он (начальник), так как чрез него совершается воля Божия над праведными и беззаконными. Если же зло сделаешь, бойся и не делай; ибо не без цели опоясан мечом» (Толкование на послание к Римлянам).

Блж. Августин: «Но в доме праведного, живущего верою и находящегося еще в странническом удалении от онаго Небесного Града, и управляющие служат тем, кем по-видимому управляют. Ибо управляют они не из желания господствовать, а по обязанности заботиться и не из гордого своего начальствованного положения, а из сострадательной предусмотрительности» (О Граде Божием. Кн. 19. Гл. 14).