Екатерина и Петр: две эпохи русской культурной истории

П. Милюков

Екатерина и Петр — эти два имени уже современ­никами сопоставлялись как символ двух последователь­ных эпох русской культурной истории. Современники поняли также и то, что екатерининская эпоха не только была продолжением петровской, но и составляла с ней в то же время резкий контраст. Чтобы характеризовать этот контраст, они даже придумали яркую метафору, которая сделалась общим местом у писателей екатери­нинского времени: «Петр создал русским тела, а Екате­рина вложила в них душу».

Разумеется, это наблюдение сделано грубо и отража­ет на себе наивную персонификацию социальных явле­ний, свойственную тогдашнему мировоззрению. Но в грубой форме здесь формулирован чрезвычайно важный социологический факт, который, действительно, состав­ляет главную характерную черту эпохи и уже поэтому не мог ускользнуть от внимания современников. Эпоха Екатерины является эрой в истории русского обществен­ного самосознания. «Душа» новой русской обществен­ности, действительно, начинает помнить и сознавать себя с этого времени. Именно тогда кончается доисто­рический, третичный период русской общественной жизни и она принимает тот вид и те формы, в которых известна и нашему времени; старые, допотопные формы или окончательно вымирают, или, обреченные на выми­рание, эмигрируют в низшие слои общественной атмосферы.

Очерки по истории русской культуры. В 3 т. СПб., 1904. Т. 3, ч. 2. С. 66-67.

Миниатюра: АРГУНОВ Иван — Портрет императрицы Екатерины II