Дворянский Петербург при Екатерине Второй

А. Герцен

Цивилизация очень быстро распространилась в вер­хних слоях дворянства, но она была насквозь иноземной, и единственной национальной чертой в ней оказалась известная грубоватость, странным образом уживавшаяся с формами французской вежливости. При дворе изъяс­нялись только по-французски, подражали Версалю. Тон задавала императрица, она переписывалась с Вольтером, проводила вечера с Дидро, и комментировала Монтескье: идеи энциклопедистов просачивались в петербургское общество. Почти все старики того времени, которых мы только знали, были вольтерьянцами или материалистами, если не были франкмасонами. Эта философия привива­лась русским с тем большей легкостью, что уму их свой­ственна и трезвость, и ирония. […]

Влияние философских идей XVIII века оказалось в известной мере пагубным в Петербурге. Во Франции энциклопедисты, освобождая человека от старых пред­рассудков, внушали ему более высокие нравственные побуждения, делали его революционером. У нас же Вольтерова философия, разрывая последние узы, сдер­живавшие полудикую натуру, ничем не заменяла старые верования и привычные нравственные обязанности. Она вооружала русского всеми орудиями диалектики и иро­нии, способными оправдать в его глазах собственную рабскую зависимость от государя и рабскую зависи­мость крепостных от него самого. Неофиты цивилизации с жадностью набросились на чувственные удовольствия. Они отлично поняли призыв к эпикуреизму, но до их души не доходили торжественные звуки набата, призы­вавшего людей к великому возрождению.

О развитии революционных идей в России. Собр. соч. в 30 т. М., 1956. Т. 7. С. 182-183.