Достоинства и пороки русских крестьян

Д. Неронов

Все его (крестьянина. — С.И.) пороки увеличиваются по отношениям его к другим сословиям по мере большего разъединения его с ними. От этих различных относительных положений происходят и различные, весьма несходные между собою аттестации о нравственности наших крестьян. Так, например, крестьянин, кроме особых исключе­ний, считает за грех обмануть другого крестьянина. Редко обманет он купца, особливо купца русского, старинного покроя, более подходящего к его крестьянскому быту. Обмануть же помещика не считает за грех, а обмануть иностранца-немца считает даже за хорошее дело.

В такой же степени идут и другие пороки. Сообразно с этим со­размеряются и нравственные его качества, например доверчивость. Он никогда или очень редко поверит помещику, какую бы правду тот ни говорил ему, какое бы добро ему ни советовал; и в то же время охотно поверит всякой нелепости, рассказанной своим братом-крестьянином. По этой же причине нехотя пойдет лечиться у доктора, и готов принимать всякие скверности, данные ему знахарем.

Письма звенигородского помещика о современных вопросах // Журнал землевладельцев. М, 1858. Т. 4, кн. 14. С. 21.