Домострой — не картина народа

К. Аксаков

В своем Домострое также выражается Сильвестр. Здесь выражается он мелочною стороною и сверх того странными воззрениями: напр., случайную возможность, что муж побьет свою жену, он возводит в правило. […] Многие, и чуть ли почти не все, считают Домострой очер­ком тогдашних нравов. Это, по нашему мнению, совершен­но неверно. Кто писал Домострой? Священник XVI столе­тия. […] сочинение духовного лица древних времен не мо­жет, по нашему мнению, быть верною картиною жизни на­родной, хотя бы оно имело целию изобразить эту жизнь. При том Домострой не есть картина тогдашней современ­ной жизни. Что такое Домострой? — Это советы, как вес­ти хозяйство, как обращаться с людьми и проч., и проч. Но советы разве суть изображение того, что есть? Нет, сове­ты суть изображение того, что должно быть. И так, в сове­тах выражается идеальное представление того, кто пишет советы, — выражаются желания. Это самое представляет нам Домострой. Это, во-первых, по самой цели своей, ни­сколько не картина того времени: это воззрения и желания Сильвестра, его личные желания и воззрения, или, пожалуй, вообще духовного лица того времени; но это нисколь­ко не желания и не взгляд народа. По крайней мере, мы не имеем никакого права понятия Домостроя, на основании того же Домостроя, видеть осуществленными в тогдашнем состоянии народа или полагать, что народ стремился к это­му и считал эти понятия своим идеалом. Это не картина на­рода, это и не идеалы народа; это piadesideriaСильвестра, быть может и других духовных лиц, — и только.

По поводу VI тома Истории России г. Со­ловьева. Полн. собр. соч.: В6 т. М., 1889. Т. 1. С. 156, 157.

Миниатюра: Репин Илья Ефимович. Две женские фигуры (Обнимающиеся крестьянки)