АВАРЫ (обры)

племенной союз кочевых, и основном тюркоязычных племен. Совершали набеги на славян, франков, Византию. В 6 в. образовали в бассейне Дуная Аварский каганат, сохранив за собой часть земель в Северном Причерноморье и Приазовье. Жестоко обращались с покоренными дулебами. В конце 8 в. разбиты франками, в начале 10 в. покорены венграми.

История

В СЕРЕДИНЕ VI ВЕКА НОВОЙ ЭРЫ ВИЗАНТИЙСКОМУ ИМПЕРАТОРУ ДОНЕСЛИ, ЧТО У ГРАНИЦ ИМПЕРИИ ПОЯВИЛОСЬ НЕВЕДОМОЕ, НО МОГУЧЕЕ ПЛЕМЯ АВАР. ОНО ПОПРОСИЛО СЕБЕ МЕСТО ДЛЯ ПОСЕЛЕНИЯ НА ЗЕМЛЯХ ДЕРЖАВЫ, ОБЯЗАВШИСЬ ПОМОГАТЬ ЕЙ ПРОТИВ ВРАГОВ. ВЛАДЫКА НОВОГО РИМА ОТВЕЛ ПРИШЕЛЬЦАМ ОБЛАСТЬ НА СЕВЕРЕ БАЛКАН.

В СЕРЕДИНЕ VI ВЕКА НОВОЙ ЭРЫ ВИЗАНТИЙСКОМУ ИМПЕРАТОРУ ДОНЕСЛИ, ЧТО У ГРАНИЦ ИМПЕРИИ ПОЯВИЛОСЬ НЕВЕДОМОЕ, НО МОГУЧЕЕ ПЛЕМЯ АВАР. ОНО ПОПРОСИЛО СЕБЕ МЕСТО ДЛЯ ПОСЕЛЕНИЯ НА ЗЕМЛЯХ ДЕРЖАВЫ, ОБЯЗАВШИСЬ ПОМОГАТЬ ЕЙ ПРОТИВ ВРАГОВ. ВЛАДЫКА НОВОГО РИМА ОТВЕЛ ПРИШЕЛЬЦАМ ОБЛАСТЬ НА СЕВЕРЕ БАЛКАН.

В середине 6 в. А. вторглись в степи Западного Прикаспия и далее в Северном Причерноморье, Подунавье и на Балканы. В 50—60-х гг. 6 в. они опустошили земли савиров, антов, гепидов и других европейских племён. Тогда же в Паннонии (территория части современных Венгрии, Югославии и Австрии) был создан Аварский каганат — племенное объединение типа «варварских империй». Во главе его стоял крупный полководец хан Баян. Опираясь на систему паннонских крепостей («хрингов»), А. совершали набеги на славян, франков, лангобардов, грузин, а также на Византию. Каганат держался лишь на военном подчинении различных племён и подкупе племенной верхушки. Собственная экономическая база его была крайне слабой и ограничивалась экстенсивным кочевым скотоводством. Это предопределило внутреннюю слабость и недолговечность каганата. Несмотря на обогащение племенной верхушки, процесс формирования классового общества у А. не был завершён. За крупными победами в Далмации, Иллирии и Мёзии (конец 6 в.) последовал упадок военного могущества А. В 1-й половине 7 в. они потерпели ряд поражений со стороны Византии, славян, франков, болгар. Внутри каганата начались усобицы, способствовавшие его распаду. В середине 7 в. А. были вытеснены из Северного Причерноморья, а власть над Паннонией была ограничена Болгарским царством, созданным в 680 на Дунае. В 90-х гг. 8 в. А. были окончательно разгромлены франками Карла Великого, в 796 пали главнейшие из «хрингов». В дальнейшем А. были полностью ассимилированы народами Западного Причерноморья и Подунавья.

Язык авар

Данные по языку авар очень скудны и не позволяют с уверенностью судить о его принадлежности. Сохранившиеся в письменных источниках аварские титулы и личные имена являются универсальными для алтайской языковой семьи. Как свидетельствуют данные археологии, авары пользовались разновидностью рунической письменности, однако все найденные надписи очень короткие и не поддаются расшифровке. Единственным памятником, по которому пытаются реконструировать аварский язык европейского периода, является надпись, выполненная греческими буквами на сосуде из клада Надь-Сент-Миклош. Выводы лингвистов различны. Российский лингвист Е. Хелимский отнёс её язык к тунгусо-­маньчжурской группе. О. Мудрак, напротив, определил как типично булгарский (тюркский).

Поселения и хозяйство

В настоящее время известно местонахождение нескольких сот аварских поселений VII — IX веков. Самые крупные раскопки в Венгрии были проведены близ города Дунауй-Вароша, где сохранились остатки 37 жилищ. На своих селищах авары жили в полуземлянках с деревянными стенами, внутри которых были сложены печи-каменки. Во многих жилищах обнаружены зерновые ямы, а между постройками — глинобитные очаги. В VII веке жилища на каждом селище располагались по кругу. На эти зимние селища полукочевые авары возвращались вместе со скотом после выпаса его на летних пастбищах. С весны до осени они жили в легкопереносимых юртообразных сооружениях.

Основой хозяйства авар являлось полукочевое скотоводство. Постепенно полукочевой образ жизни сменялся оседлым. Поэтому часть населения (главным образом, потомки римлян, сарматов и славян) занималась и земледелием.

Большую роль в аварском быту играла лошадь. По костным остаткам установлено, что это были лошади в основном восточных кровей, быстрые, пригодные для передвижения в степи и на песчаных почвах. Именно таких лошадей изобразили резчики по кости и серебру раннеаварской эпохи.

Помимо коневодства авары разводили крупный рогатый скот, овец, коз, мелких кур — в погребениях не раз попадалась раскрашенная яичная скорлупа.

Исследование костей свиньи, найденных среди остатков пищи, которой снабжали умершего в дальнее путешествие по загробному миру, показало, что славянские животноводы аварской эпохи скрестили выведенную еще в неолите южноевропейскую породу домашней свиньи с североевропейской. Именно с тех пор и существует широкораспространенная в середине XX веке алфёльдская жироносная порода свиньи.

О растениеводстве авар известно мало. Остатки зерновых культур обычно находят в обугленном состоянии. Так, сохранились зерна проса (эту культуру выращивали и авары, и славяне), пшеницы (VI — VII веков), ржи и овса (IX века).

Землю пахали деревянным плугом с железным сошником. На территории Венгрии такой сошник известен с IX века, а в древней Моравии и раньше. Пшеницу жали серпом.

Авар (каган?) с признаками искусственной деформации черепа и енисейскими (азиатско-гуннскими) чертами лица Reconstruction after Elvira H. Toth — Istvan Horvath

Авар (каган?) с признаками искусственной деформации черепа и енисейскими (азиатско-гуннскими) чертами лица
Reconstruction after Elvira H. Toth — Istvan Horvath

В большинстве погребений обнаружены хорошего качества глиняные сосуды, значительная часть которых в позднеаварский период изготовлялась на гончарном круге. Некоторые сосуды ввозились из окрестных мест, не издалека, поскольку глиняные изделия не выдерживают длительной перевозки.

На территории Венгрии того времени обнаружены и остатки железоплавильной печи-домны для изготовления сырья для оружия и сельскохозяйственных орудий.

Товары производились не только для удовлетворения своих собственных потребностей, но и для обмена. В аварских погребениях находится много вещей, ввезенных из других мест. Среди них золотые, серебряные и бронзовые серьги, браслеты, перстни, пряжки, головные уборы, цветные стеклянные бусы. Очевидно, привозились шелковые ткани и другой материал для одежды, не сохранившийся до наших дней. За все это платили, по-видимому, скотом, лошадьми, кожами, шерстью.

Из латинских источников известны торговые и рыночные места, где появлялись со своими товарами авары — странствующие купцы и ремесленники. Погребение одного из них было обнаружено в окрестностях села Кунсентмартон. Среди находок была пластинчатая нагрудная кольчуга: дороги в стране не всегда были безопасны для путников.

В Аварский каганат приезжали купцы издалека, с Востока. По некоторым данным, через Карпаты проходили важные торговые пути на Запад. По обычаю всех кочевых народов, авары взимали с торговых караванов пошлину. В результате престиж правителей отдельных областей страны и самого кагана значительно увеличивался.

Сами авары не чеканили своих денег. Некоторые исследователи полагают, что авары занимались подделкой византийских золотых монет. Однако на всей территории каганата обнаружено не более дюжины таких подделок, а этого недостаточно для окончательного решения вопроса, тем более что поддельные деньги найдены и у соседних народов.

Верования

О верованиях авар и других народов Аварского каганата известно очень мало. В одном из источников упоминается главный шаман; другой свидетельствует, что авары были идолопоклонниками.

Ясно, что авары как бы удваивали мир: помимо земного они мыслили себе и загробный. Вместе с умершим в могилу обычно клали пищу, коня с оружием, чтобы воин мог продолжать свой путь и битвы. Потусторонний мир, согласно шаманистическим поверьям, состоял из нескольких уровней, расположенных один над другим. Умершие могли попасть на верхний уровень лишь после различных испытаний. Такому продвижению наверх помогали стрелы — поэтому их и клали в колчан рядом с погребенным.

Перед погребальным обрядом или во время него могильные ямы «очищались» от злых духов с помощью огня или горящих угольев.

Разные народы, согласно своим поверьям, хоронили людей головой к той или иной части света — по направлению к центру мира или в ту сторону, откуда ждали воскресения. У авар единой ориентации не было — слишком разноплеменными они были; погребение происходило головой как на восток, так и на запад. Во многих случаях над умершими совершали магические действия. Уже после погребения могилу вскрывали, вынимали череп погребенного и читали над ним заклинания. Боязнь того, что умерший может вернуться с того света, побуждала иногда хоронить покойников распластанными на животе.

Для проповеди Христианства среди авар еще в 739 году была учреждена епископия в Зальцбурге. Обращение аваров в Христианство ускоряется в конце VIII — начала IX века, вместе с подпадением под франкское владычество.

Искусство аварской эпохи

Авары были хорошими резчиками по кости, на роговых пластинках. Как свидетельствуют хроники, они изготовляли великолепные ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева. Ничего из этого не дошло до наших дней, но сохранились прекрасные металлические украшения — византийского образца серьги, браслеты, кольца, перстни; цветные стеклянные бусы и ожерелья, изготовленные, по-видимому, на Востоке. Свободные воины VI — IX веков носили ремни, украшенные металлическими бляшками. Такими же бляшками покрывались и конские сбруи. В позднеаварский период бляшки изготовлялись методом художественного литья. Среди них трудно найти две одинаковые. На поясных ремнях закреплялись большие литые наконечники с растительным орнаментом, фигурками людей или с изображением борьбы животных. Мечи и колчаны вождей покрывались золотом, простых воинов — серебром. Даже железные стремена были художественно выкованы, а некоторые инкрустированы серебром.

Глиняная посуда (возле г. Сексарда обнаружены гончарные печи) была слабо орнаментирована.