Византия и Русь: два типа духовности

С. Аверинцев

(…) когда греческие епископы советовали завести на но­вокрещеной Руси карательную юстицию по римско-византийскому образцу — «достоит тебе, княже, казнити раз­бойники», — князь Владимир отнесся к их совету с сомне­нием и неудовольствием. Георгий Федотов говорил по это­му поводу об «отражении евангельского света» в «святых сомнениях» князя; дает ли для этого основания трезвая ис­тория? Внутри исторического момента столкновение это выглядит, в общем, довольно прозаично. Варварское право и у наших предков, как у других народов на той же ступени развития, наказывало преступления денежными штрафами — вирами. Это был отцовский и дедовский обычай, к которо­му привыкли, который простое самоуважение побуждало защищать против чужаков, хотя бы и учителей в вере; но кроме того, этот обычай был выгоден. О материальной сто­роне дела летопись говорит не обинуясь; на средства, до­ставляемые традиционным образом действий, можно при­обретать оружие и коней, а это так нужно при нескончае­мых войнах… Все было бы обескураживающе просто, если бы древний повествователь не упоминал другого мотива княжеских сомнений — боязни греха.

Византия и Русь: два типа духовности. Статья первая.// Новый мир. 1988. № 7. С. 211.

Миниатюра: М.В. Нестеров «На Руси» (Душа народа)

Похожие материалы