ВЕСЬ

ВЕСЬ 1) прибалтийско-финское племя в Приладожье и Белозерье. Занимались земледелием, скотоводством, промыслами. С 9 в. в Древнерусском государстве. Участвовало в этногенезе карелов, северных русских, западных коми. 2) Название небольшого сельского поселения у славян.

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

В. несомненно чудского происхождения, хотя Европеус и относит ее вместе с вогуличами и остяками к угорской ветви. Наша начальная летопись жилища В. указывает на Белом озере; но сродство племенного названия этого народца с названием Води (которое доказал Кастрен) дает возможность полагать, что они доходили на З. до водских поселений, т. е. до Ладожского озера и реки Волхова, у которых и теперь еще есть пять деревень с наименованием В. Основываясь на том же признаке, можно границу жилищ Веси простирать вплоть до южных пределов Заволоцкой Чуди, на С.В. — до реки Вексы, левого притока Костромы, берущего начало близ Галицкого уезда; на востоке эта граница проходит через юго-восточную часть Ярославской губ., поворачивает затем на Ю.В., захватывая западную часть Владимирской губ. к С. от реки Клязьмы; отсюда поднимается несколько на С. и С.З., охватывает всю почти Тверскую губ. и на Ю.З. и З. примыкает к Новгородской губ., где жилаводь. Южная часть этой области — Верхнее Поволжье — рано должна была подвергнуться славянской колонизации, так что ко времени образования русского государства от В. удержались здесь лишь незначительные остатки. С. М. Соловьев в известном месте летописи «Имаху дань варязи из-за морья на чуди и на словенех, на мери и на всех кривичах» предлагает читать вместо «и на всех кривичах» — «и на веси, кривичах» и тем самым приурочивает В. к тем племенам, которые были обложены данью варягами и затем участвовали в призвании князей. Эта поправка признается далеко не всеми историками. Несколько долее могло сохранить свою независимость племя весь на С.З., на водоразделе между волжскими притоками и притоками озер Ладожского и Онежского, где, как известно, славянские колонии вначале распространялись очень медленно. В этой-то именно части, как уже выше сказано, помещает В. и наш летописец и тем как бы указывает, что здесь только застает их достоверная история. Во второй и последний раз он упоминает о В. под 882 г., когда вместе с варягами, чудью, словенами, мерею и кривичами участвовала В. в походе Олега на Смоленск и Киев, против Аскольда и Дира.

Что касается свидетельств о В. иностранных писателей, то некоторые исследователи желают видеть их даже у Иорнанда, готского писателя VI в. по Р. Х., признавая его «Was», приводимую при перечислении народов, подчинившихся Германриху, за чудское племя «Весь». Весь будто бы разумел, по мнению тех же исследователей, и Адам Бременский (XI в.), называя своих «Wilzi». Несомненно, что весь нужно видеть в народе вису, упоминаемом арабскими писателями Абу-Гамидом, Бакуви, Гамд-Уллахом, Димешки, Ибн-Фосланом, Казвини и Якутом, которые передают о нем следующие известия. Народ этот жил в верхнем севере, по соседству с варенгами (варягами) и юграми, где летом не бывает ночи, а зимой дня, на восток от Варенгского моря, на три месяца пути к западу от земли Гога и Магога (т. е. югры) и на столько же за землей булгар, откуда купцы ходили туда по Волге. Булгары ведут с жителями немую торговлю — ввозят туда сабельные клинки и вывозят оттуда меха бобров, соболей и белок. Обычай производить мену заочно, оставляя товары на известном месте и находя потом вместо них другие, долго сохранялся и в нынешнем столетии у зырян и других инородцев при торговых сношениях с русскими. Торговое значение В. подтверждается, помимо свидетельств арабских писателей, и нумизматическими находками, относящимися к VII — XI вв. и подавшими повод г. Савельеву утверждать, что славяне, кривичи и весь служили неминуемыми посредниками в торговле Каспия и Черного моря с Балтикой. Утратив свое значение по мере распространения славянской колонизации и сливаясь мало-помалу со славянскими поселенцами, весь долго сохраняла свои этнографические особенности и некоторыми этнографами указывается живущей даже в настоящее время в уездах Лодейнопольском — Олонецкой г., Тихвинском и Белозерском — Новгородской и Весьегонском — Тверской г., в количестве приблизительно 25000 душ, из которых около половины приходится на Лодейнопольский у. О «Веси»