Люди искусства на дореволюционной фотографии

Мария Мариусовна Петипа (1857—1930) — русская балерина. В 1875 году поступила в балетную труппу императорского театра, поначалу работая на сцене Петербургского Большого Каменного театра, впоследствии в Мариинском театре. Семнадцатилетней балериной в 1875 году она дебютировала в главной партии в балете «Голубая георгина» на музыку Пуни, поставленным её отцом когда-то, 1860 году, для исполнения её матерью. Она ещё не раз будет танцевать в балетах своего отца, а какие-то партии он специально создавал для Марии. Начав карьеру как классическая солистка, Мария Петипа вскоре перешла на амплуа хара́ктерной танцовщицы, заняв в нем на долгие 30 лет ведущее положение в труппе. Критика отмечала, что она не была сильна в классических исполнениях, но в характерных танцах у неё не было соперниц. Этому способствовали и её природные данные: эффектная внешность и темперамент. Как пишет о ней в своей «Истории танца» Сергей Николаевич Худеков: «Она танцовала больше руками и преимущественно стреляла глазами. Весёлая по природе, красивая артистка с постоянно приятною и симпатичною улыбкою была всегда очень оживлена и энергична на сцене». Она с равной увлеченностью и энергией танцевала венгерские, испанские, цыганские, русские и прочие национальные танцы и в балетных спектаклях, и в многочисленных танцевальных фрагментах в операх, выступая порой по 100 раз в сезон. Первая исполнительница партий: Фея Сирени («Спящая красавица», 1890, балетмейстер М. И. Петипа), Мария («Привал кавалерии» Армсгеймера, 1896; этот балет М. И. Петипа специально поставил для неё). Среди других ролей: Низия («Царь Кандавл» Пуньи), Катти («Маркитанка» Пуньи). Исполняла танцы: венгерский («Лебединое озеро» и «Коппелия»), бедуинский («Зорайя»), испанский («Раймонда»), итальянский («Наяда и рыбак» Пуньи), полька («Жизнь за царя»).

Неизвестная танцовщица из Большого театра, 1880-1890

Портрет Марии Петипа, знаменитой танцовщицы Мариинского театра, в сценическом костюме для балета «Заколдованный лес» Р. Дриго. Санкт-Петербург, 1887

Портрет певицы М. Славиной в роли Кармен. Санкт-Петербург, 1885

Актриса Вера Комиссаржевская, около 1900

Шаляпин за своим фортепиано; рядом А.И. Куприн. Санкт-Петербург

Группа русских художников. Санкт-Петербург, 1888
И.И. Шишкин, И.Е. Репин, А.И. Куинджи, Н.Н. Дубовский, A.A. Киселев, E.E. Волков, A.K. Бегров, В. Васнецов, Н.Д. Кузнецов, В.Н. Максимов, M.A. Брюллов, Л.В. Позен, M.A. Мроженко, Н.A. Савицкий, В.E. Мамовский и Н.K. Бодаревский

Дама из балетного класса Санкт-Петербургской Театральной школы, 1872

Портрет поэта Якова Полонского. Нижний Новгород, около 1890

Известный меценат Савва Мамонтов, выдающийся представитель культурной жизни России рубежа 19 и 20 веков. Москва, около 1902

Скрипач И. Пиккель и композиторы Э. Направник и К. Лядов. Санкт-Петербург, около 1860

Оперная певица, выступавшиая на подмостках Мариинского театра в Санкт-Петербурге