Самозванные мессии и святые в XVIII веке

Н. Костомаров

[…] находились такие, что сами себя выдавали за при­шедшего вновь на землю Христа. Таких Христов появ­лялось несколько в разных краях: в Москве какой-то отставной стрелец Лубкин выдавал себя за Христа, уче­ников своих называл апостолами и причащал их разре­занными ломтиками калачей; на Дону казак Мирон вы­давал себя за Христа-Бога, а в Ярославском уезде, в селе Ивановском, поп Иван Федоров говорил своему отцу: «Ты мне не отец, я зачат во чреве матернем от Св. Духа, благовестил о мне ангел, я рода царского». По открытии таких сборищ некоторые участники их были казнены смертию, другие — биты кнутом и сосланы в Сибирь. Мы еще подлинно не знаем — были ли это давние народные суеверия, случайно ставшие известны­ми при Анне Ивановне, или они порождены были срав­нительно в недавнее время; равным образом не можем сказать — есть ли это произведение чисто русского фа­натизма, или плод чужеземного влияния.

Разом с нарушением православного благочестия пу­тем отречения от господствующей церкви правительство преследовало всякие суеверия, хотя бы и прикрывавши­еся личиною православной религии. Следуя политике Петра I, оно не терпело появления юродивых, пророков, трудников, паломников и всякого рода ханжей, а равно и тех, которые им потворствовали. По городам и селам бродили нищие в безобразном виде, с колтунами на го­ловах, и выдавали себя за одержимых бесами. Таких приказано было ловить и отсылать к суду. В 1739 году, близ Новгорода, появилось двое трудников, живших в шалашах подле городовой стены. Народ считал их свя­тыми, получившими от Бога дар пророчества, и ходил к ним за советами. Правительство приказало взять их без огласки и, не подвергая истязаниям, заслать в монасты­ри, а вперед, если где явятся подобные пророки, то ста­риков из них отправлять в монастыри, а молодых отда­вать в солдаты, женщин же и девиц препровождать на места их прежнего жительства и отдавать под надзор местных начальств. Особенно строго наказывали тех, ко­торые выдавали себя за волшебников, умеющих причи­нять зло людям и портить их. Несколько таких плутов было сожжено живьем, а тех, которые приглашали их портить людей, били кнутом и, вырвавши ноздри, ссы­лали в каторжную работу.

Русская история в жизнеописаниях ее глав­нейших деятелей. СПб., 1888. Т. 2 (оконча­ние). С. 194.