Противостояние церкви народному творчеству

П. Милюков

Церковь не переставала осуждать народное творчест­во и его представителей с самых древних времен. Но у нее не было достаточно нравственных средств, чтобы вос­питать народ в новом мировоззрении и направить иначе деятельность его фантазии. Ей было тем труднее это сде­лать, что какая бы то ни было деятельность фантазии вы­ходила из ее кругозора и встречала с ее стороны реши­тельное недоверие. […] Народная масса охотно слушала своих скоморохов, предавалась «бесовским» увеселениям язычества — и оставалась совершенно глуха к церковной проповеди и христианской легенде. Когда надо идти в цер­ковь, говорит проповедник в одном памятнике, написан­ном около 1400 года, мы «позевываем, и почесываемся, и потягиваемся, дремлем и говорим: холодно или дождь идет… А когда плясуны, или музыканты, или иной какой игрец позовет на игрище или сборище идольское, то все туда бегут с удовольствием… и весь день стоят там, глазе­ют», хотя и нет там ни крыши, ни какой-либо защиты от дождя и вьюги. «Это все мы охотно выносим, губя душу зрелищами. А в церкви есть и крыши, и защита от ветра, — а не хотят придти на поученье, ленятся».

Очерки по истории русской культуры. В. 3 т. Париж, 1931. Т. 2. Ч. 1. С. 288-289.

Миниатюра: В.Васнецов. Гусляры