Общественная жизнь середины XIX века

М. Салтыков-Щедрин

С точки зрения нравственной <…>. И возрасты и полы [в русской избе] постоянно смешаны. Смешение первых имеет прямым по­следствием то, что поколения одни за другими коснеют в одних и тех же предрассудках, благоговеют перед одними и теми же преда­ниями и становятся навсегда застрахованными от прикосновения всякой свежей мысли. Непроницаемая тьма свинцовым пологом ощетинилась и отяжелела над этими хижинами, и в этой тьме без­раздельно царствует старый Сатурн, заживо поедающий детей сво­их. Сын, безотлучный свидетель безмолвного малодушия или трус­ливого лукавства отца, может ли вынести из своих наблюдений что-нибудь иное, кроме собственного малодушия и лукавства? Сын, от сосцов матери привыкший видеть, что все вокруг него покоряется слепой случайности, не делая ни малейшей попытки к освобожде­нию себя из-под гнета ее, может ли выработать что-нибудь иное, кроме безграничной веры в ту же слепую случайность? И таким об­разом переходит она, эта тьма, от одного поколения к другому, все круче и круче закрепляя проклятые тенета, которыми они спутаны. Что же касается до смешения полов, то последствия этого явле­ния слишком очевидны, чтобы следовало распространяться об них. Во всяком случае, можно сказать утвердительно, что, вследствие со­вокупности всех условий, пресловутая чистота русской семьи, взя­тая даже в ограниченном смысле половых отношений, есть не более как сентиментальная утопия, которою славянофилы отводят глаза публике. Нужен ли этот отвод глаз? Не похож ли он на те казенные рапорты о всеобщем благополучном обстоянии, которыми слишком усердные подчиненные успокаивают своих добрых начальни­ков? Предоставляю разрешение этих вопросов самому читателю, но думаю, что ложь, каков бы ни был ее характер, никогда не полезна и не нужна, а особливо в тех случаях, когда истина не только не об­виняет, но положительно оправдывает.

Наша общественная жизнь. IX. Февраль 1864 // Собр. соч. в 20 т. М, 1941. Т. 6. С. 275.