Образование за границей при Петре Первом с точки зрения общественной психологии

А. Пыпин

Эти первые путешествия очень любопытны в смысле общественной психологии. Путешественники были на самом перепутье от старой России к новой. Дома ре­форма Петра еще только начиналась и не успела по­действовать настолько, чтобы путешественники могли быть приготовлены к тому зрелищу, которое ожидало их в Европе. Они явились туда во многих отношениях людьми старого века: все их поражало; но, долго жив­ши в новой среде, они должны были присмотреться и привыкнуть к чужим обычаям: при этом сами собою ослабевали старые предубеждения, и им постоянно при­ходилось дивиться высокому знанию и искусству, про­изведения которых они впервые видели здесь, и в та­ком изобилии. Наконец им, хотя бы поневоле, надо было учиться, и они должны были убеждаться, что на­ука есть дело человеческого знания и соображения, а не дело нечистой силы, как полагали их деды и даже отцы.

[…] Эти десятки и сотни русских людей, особливо из самого высшего круга, отправляясь на целые годы за границу, и должны были переживать упомянутый пси­хологический процесс. Если в старом обиходе их поня­тий стала происходить какая-нибудь перемена, если кро­ме технических знаний они усваивали еще другие зна­ния, обычаи и т. п., это было уже их доброю волей, результатом того, что расширялся опыт, делалось срав­нение, являлось желание усвоить то, что казалось по­лезным или завлекательным. Если потом это сопровож­далось «рабской» подражательностью, здесь не была только измена старому обычаю, но обнаруживалась и слабость этого обычая, который не выдерживал сравне­ния: с бытовой новизной соединялись новые понятия и впечатления, которые старине были совсем неведомы и действие которых было неотразимо.

История русской литературы. В 4 т. СПб., 1911. Т. 3. С. 222, 237.