ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (1836—1917), центральное финансовое учреждение, созданное по положению от 30 дек. 1836 из преобразованного Главного управления ревизии государственных счетов для осуществления контроля за правильным движением казенных и общественных капиталов. Возглавлялся государственным контролером; состоял из совета, 3 контрольных департаментов: гражданских, военных, морских отчетов, и канцелярии. Департаменты включали общее присутствие, отделы — канцелярию, бухгалтерию; возглавлялись директорами в звании генерал-контролеров, отделы — обер-контролерами. В департаментах гражданской и военной отчетности в помощь генерал-контролерам были введены должности вице-директоров. Общее присутствие каждого департамента, находившееся под председательством государственного контролера, кроме вице-директора и обер-контролеров департамента включало также членов, утверждаемых Сенатом по представлению государственного контролера. Членами общего присутствия могли быть назначенные государственным контролером и утвержденные императором особые чиновники. На заседания общего присутствия приглашались в случае необходимости заводчики, фабриканты и другие лица.

Первоначально, по положению от 30 дек. 1836, основными задачами Государственного контроля были: ревизия генеральных отчетов путем проверки книг и счетов; составление мнений о выгодах и убытках, понесенных казной при проведении финансовых операций; составление отчетов о ходе и результатах проверки капиталов учреждений. Департамент гражданских отчетов проводил ревизию отчетности учреждений гражданского ведомства, Департамент военных отчетов — ревизию отчетности учреждений военного ведомства, Департамент морских отчетов являлся органом финансового контроля морского ведомства. Общее присутствие департаментов составляло расписание представления отчетов для ревизий, рассматривало спорные вопросы, возникающие при ревизиях, предложения по изменению порядка ревизий, дела по претензиям частных лиц, отчеты о ходе и результатах ревизий, сметы расходов на содержание департаментов, ежемесячно проводило проверки приходно-расходных книг департаментов.

В совет Государственного контроля, осуществлявший общее руководство ревизионной деятельностью и состоявший под председательством государственного контролера, входили 4 члена, назначаемые императором, и 3 генерал-контролера, возглавлявших контрольные департаменты. Для участия в обсуждении дел на заседания совета приглашались представители министерств, главных управлений и другие лица. Совет проверял правильность проведенных контрольными департаментами ревизий, рассматривал результаты ревизий и готовил материалы для составления годовых отчетов, представляемых императору; разрешал спорные вопросы, возникающие при проведении ревизий; разрабатывал меры по усовершенствованию счетоводства и отчетности; утверждал начеты и взыскания по результатам ревизий, принятие убытков на счет казны, возврат сумм, неправильно поступивших в казну.

Канцелярия Государственного контроля состояла из 3 отделений; она осуществляла учет и хранение дел, наблюдала за движением дел в департаментах. В 1852 из бухгалтерии департаментов создается при канцелярии единая бухгалтерия для проведения документных ревизий денежных оборотов, осуществления внезапных проверок кассы Главного казначейства и его С.-Петербургского отделения, проверки финансовых смет и составления отчетов об исполнении финансовых смет, о ходе и последствиях ревизий.

В 1862 контрольный Департамент морских отчетов был реорганизован в связи с введением нового порядка финансового контроля морского ведомства. 10 дек. 1863 в Государственном контроле была создана Временная ревизионная комиссия, взявшая на себя основные функции департаментов гражданских и военных отчетов и просуществовавшая до 1 февр. 1883. Функции департаментов гражданских и военных отчетов были ограничены ревизией отчетов, приходно-расходных книг и счетов гражданского и военного ведомств по 1863 включительно.

В 1870 в составе Государственного контроля учреждается Временная контрольная экспедиция для завершения ревизии отчетности, производившейся упраздненными в 1863 департаментами военных и гражданских отчетов, на период до введения нового порядка финансового контроля. Экспедиция просуществовала до 1 янв. 1876.

В 1883 Временная ревизионная комиссия была преобразована в Департамент гражданской отчетности, который осуществлял финансовый контроль учреждений гражданского ведомства, а до 1884 также и контроль за казенными и частными железными дорогами (в 1884 эта функция была передана образованному ж.-д. отделу Государственного контроля). В 1883—88 в состав департамента входила центральная бухгалтерия, составлявшая ежегодные отчеты Государственного контроля по исполнению государственной росписи доходов и расходов и следившая за правильным передвижением кредитов между кассами и подразделениями, проверявшая обороты по текущим счетам Государственного казначейства и Государственного банка (в 1888 она была выделена в самостоятельную структурную часть). В 1894—1901 департамент проводил ревизию кредитной отчетности.

В 1883 Департамент морских отчетов был переименован в Департамент военной и морской отчетности, который проводил проверку отчетности по всем учреждениям военного и морского ведомств.

13 июня 1884 при Государственном контроле создается Комиссия для проверки смет и отчетов частных железных дорог, в которую вошли представители Министерства путей сообщения и Министерства финансов. 16 янв. 1895 состав комиссии был уточнен: она возглавлялась лицом, назначенным государственным контролером, и в ее состав входили: 2 представителя от Государственного контроля по назначению государственного контролера, 2 — от Министерства путей сообщения и 1 — от Министерства финансов. 11 дек. 1884 при Государственном контроле был создан ж.-д. отдел на правах департамента с передачей ему дел по финансовому контролю казенных и некоторых частных железных дорог из Департамента гражданской отчетности. В 1891 отдел был преобразован в Департамент ж.-д. отчетности. Департамент осуществлял ревизию отчетности по расходам на содержание всех правительственных центральных ж.-д. учреждений и по финансовым операциям этих учреждений, а также проверял расходы Управления казенных железных дорог. Департамент контролировал также сметы казенных и подчиненных надзору Государственного контроля частных железных дорог.

В 1886 была организована Комиссия проверки отчетности установлений Государственного контроля, на которую возлагалась ревизия отчетности всех контрольных учреждений. Представления комиссии по итогам ревизии вносились в совет Государственного контроля. 3 марта 1903 комиссия была преобразована в отдел для проверки отчетности установлений Государственного контроля при совете Государственного контроля.

Положение о Государственном контроле от 28 апр. 1892 уточнило функции и состав департаментов. Государственный контроль выполнял функции ревизионные (ревизия отчетности по финансово-хозяйственным операциям, предварительный и фактический контроль за ними); административные (участие представителей Государственного контроля в коллегиальных учреждениях с правом решающего голоса) и бюджетные (проверка финансовых смет и участие в их составлении, подготовка отчета по исполнению государственной росписи доходов и расходов, совершенствование правил и форм счетоводства и отчетности). В состав департаментов Государственного контроля вошло присутствие, состоявшее под председательством генерал-контролера и включавшее его помощников, старших и младших ревизоров, секретарей, журналистов, счетных чиновников.

4 июня 1901 в составе Государственного контроля создается Департамент кредитной отчетности, которому были переданы дела по ревизии кредитной отчетности Департамента гражданской отчетности. Департамент осуществлял ревизию расходов Государственного банка и его операций за счет казны, расходов Крестьянского поземельного банка и других кредитных учреждений; кредитных операций Управления мелкого кредита и расходы по ведению страховых операций государственных сберегательных касс (с 1904); ревизовал годовые отчеты Государственного банка (с 1905); проверял отчеты иностранного отделения Особенной канцелярии по кредитной части Министерства финансов (с 1910), Экспедиции заготовления государственных бумаг и Монетного двора. Государственные контролеры: Б. Б. Кампенгаузен (1811—23), А. З. Хитрово (1827—54), А. Г. Кушелев-Безбородко (1854—55), Н. Н. Анненков (1855—62), В. А. Татаринов (1863—71), А. А. Абаза (1871—74), С. А. Грейг (1874—78), Д. М. Сольский (1878—89), Т. И. Филиппов (1889—99), П. Л. Лобко (1899—05), Д. А. Философов (1905—06), П. Х. Шванебах (1906—07), П. А. Харитонов (1907—16), Н. Н. Покровский (25.01.1916—30.11.1916), С. Г. Федосьев (1916—17), И. В. Годнев [2(15).03.1917—24.07(6.08). 1917], Ф. Ф. Кокошкин [25.07(7.08)1917—27.08.(9.09)/31.08.(13.09).1917], С. А. Смирнов [25.09(6.10)1917—25.10(7.11).1917].

Б. В., Ю. В.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс