Духовенство и пороки. XIX столетие

Пр. Павел — овъ

В несоответствии человеческих слабостей с высоким назначением пастыря заключается одна из причин тех нареканий на духовенство, которыми более тридцати лет изобилует наша печать.

<…> Один публицист (да простит ему Христос) выразился о нас: «Духовенство тупо, глупо и безнравственно»… Есть внешнее мерило нравственности — это количество преступлений. В «Юридическом вестнике» за 1881 год приведены такие статистические данные за 1873-1877 гг. о числе преступников по сословиям. На 100000 крестьян осужденных 36, на такое же количество дворян осужденных 910, купцов 58, мещан 110, духовных же менее 2-х человек (1,71).

Есть доля справедливости в обвинении духовенства в нетрезвой жизни. Но и этот порок с каждым годом ослабевает. Никто не будет отрицать, что этот порок в значительной степени обязан своим про­исхождением близости священника к прихожанам, боязни огор­чить прихожанина отказом от его трапезы. Теперь крестьянин по­сле совершения требы в его доме может предложить священнику чай, но в недавнее время самовары были еще редкостью в доме кре­стьянина, и прихожанин угощал своего духовного отца только зеле­ным вином. Отказаться от угощения — значит обидеть прихожани­на и навлечь на себя обвинение в гордости.

Несмотря на то, едва ли я ошибусь, если скажу, что духовенство, в общем, трезвее других сословий. Чтобы не быть голословным, я приведу цифровые данные об употреблении спиртных напитков знакомыми мне священниками, дьяконами и псаломщиками. На 100 человек оказалось 8 запойных, 75 пьющих умеренно и 17 совер­шенно не употребляющих спиртных напитков.

Письма священника // Русский вестник. СПб., 1892. Т. 219, апрель. С. 172-174,179-180.

Похожие материалы