БЕЛОМЕСТЦЫ

БЕЛОМЕСТЦЫ, население в Русском государстве в XVI—XVII вв., жившее на белых землях и освобожденное от уплаты государственных налогов и повинностей.

Создание сайтов Москва.

Расстригинская церковь во имя Николая Чудотворца

Расстригинская церковь во имя Николая Чудотворца

Никогда еще найти подходящую компанию не было так просто – всего несколько кликов на сайте https://kalugasm.com.

Термин старинно-русского юридического языка, обозначавший городских обывателей, освобожденных на основании жалованных грамот или именных указов, за особые государственные заслуги, лично или потомственно, от всех или некоторых подворных податей и повинностей. Отсюда и дворы таких обывателей носили название «беломестных дворов», в противоположность дворам «чернослободским», с которых причитались эти подати и повинности.

Домен haniva.ru: купить в магазине доменных имен Рег.ру.

В документах 1678 года Расстригино впервые названо селом. В 40-х годах ХVII века на погосте указана слободка беломестцев. Беломестцы — это казаки, принимавшие активное участие в событиях и битвах смутного времени. Они помогли Нижегородскому ополчению изгнать из Москвы польских интервентов. В прошлом большинство из них — крестьяне и холопы, бежавшие от своих господ. После изгнания из Москвы поляков (в конце 1612 года) казацкого войска в столице больше, чем дворянского и стрелецкого. Правительство видело в них опасность для себя и начало удалять их из Москвы. Так казаки оказались в вотчине Одоевского. Кроме Расстригино, они находились в Фоминках (9 дворов), Погорелке, Реброве, Таранове, Рождествене и других селениях. Каждый казак получил небольшой земельный надел. Данная земля считалась «обелённой», так тогда называлась земля, освобождённая от оброков, а люди, обрабатывающие её, назывались «беломестцами». Государство платило им жалование. Беломестцы, обрабатывая землю, чем занимались главным образом их семьи и промышляя ремеслом, оставались казаками, обязаны были обучаться ратному делу, иметь своих коней и оружие. В Москве на них велись особые списки. При объявлении военных походов в Расстригино приезжали сборщики, проверяли казаков и определяли, «кто каков может явиться» в государево войско. В 1678 году в вотчине Одоевского работали московские писцы. По их переписи в Расстригино значиться 14 дворов казаков-беломестцев с семьями, всего 51 человек. Приказчик Одоевского Архип Палицын заявил писцам «которые его (Одоевского) боярской вотчины в селе Расстригине, в сельце Фоминки и в деревнях написаны беломестцы с его боярскими крестьяны тягла не тянут и с бобылями оброка не платят, а служат-де они казацкую службу». Приказчик Палицын ограждал боярина от возможных повинностей, связанных с казаками. Казаки-беломестцы, жившие в Расстригино постепенно теряли своё казацкое положение: семьи, оставшиеся после ушедших в войско казаков, оседлали на земле и занимались сельским хозяйством. Непригодные к военной службе также фактически становились земледельцами. Что это было так, подтверждают фамилии расстригинских крестьян. Не подлежит сомнению, например, что нынешние Бухваловы — потомки казака Сеньки Микитина по прозвищу Бухвал. Теряя свои казацкие права, расстригинские, как и все другие беломестцы в середине ХVIII века превратились в крепостных хлебопашцев, а Расстригино стало земледельческим селом.