Времена междуцарствия для русской земли на рубеже XVII века

К. Аксаков

В это горькое и тяжкое время, когда, казалось, ни спа­сения, ни выхода не было, […] народ русский, без царя и не руководимый боярами, поднялся за русскую землю. Он встал не за кого-нибудь из предлагавших себя ему в цари и в то же время обещавших помощь, столько нужную тог­да; он встал не за Владислава, Карла и т.д.; он встал за веру православную и землю русскую, против всех ее врагов, сказав, что никого из них не хочет. Такой подвиг, каза­лось, был всего труднее, был невозможен против много­численных врагов; но этот подвиг был чист, и русский на­род избрал его.

[…] Князь Пожарский, не имевший никакого притяза­ния на свое личное превосходство, на свою власть, был выбран и повел русские полки. […] Пожарский был человек вполне русский: он ставил народ выше лица; нигде не проглядывает у него самолюбивое притязание на свою личность, в этом великом деле освобождения русской земли, где более нежели когда-нибудь всякая личность должна была, разумеется, уничтожиться перед общим земским народным делом. Только талант полководца при­нес Князь Пожарский в дар народу, был бесстрашен, был истинно добр и кроток, и был вполне достойным, чистым его представителем. […) Чисто было это великое народное дело, и русский народ отнял Москву, свою столицу, по­страдавшую, как и всегда, за всех, и спас русскую землю. Нигде, как во время междуцарствия, не является глубо­кое, общее, всерусское значение Москвы для русской земли. Все стремилось к ней и ее именовало.

Семисотлетие Москвы. // Полн. собр. соч.: В 6 т. М., 1889. Т. 1. С. 570-572.

Миниатюра: А.М. Васнецов. На крестце в Китай-городе, 1902