Продажная любовь

С. БУНТМАН — Добрый день! Сначала я задам вам вопросы. Выиграть вы можете книгу Ганнибал из серии ЖЗЛ — за ответы по телефону, а за правильный ответ на пейджер — 3-х-томник Михаила Кузьмина. Вопросы для ответа по телефону: кто из великих греческих философов утверждал, что своим интересом к философии он обязан гетере Аспазии? Второй вопрос: история знает единственный случай, когда профессиональная проститутка стала законной венчанной императрицей. Кто она, где правила, кто был ее муж? И третий: кто из известных средневековых поэтов посвятил особую балладу сводне? И вопрос для ответа на пейджер: определите связь между термином порнография и городом Константинополь, современным Стамбулом. А мы начнем с нашей темы — Продажная любовь.

А. СВАНИДЗЕ — Добрый день! Термин продажная любовь есть. Но также, как и слово спать обозначает иногда сексуальный акт, то также словами продажная любовь, как правило, называют то, что мы называем профессиональной проституцией. Конечно, любовь нельзя продавать. Это очередной термин, который просто уже существует. Т.к. речь идет о продаже, то речь идет о рынке — рынке профессиональной проституции. И сегодня я буду говорить не просто о развратных людях, которые занимаются блудом по велению души, а буду говорить о профессионалах — о тех, кто выходит на рынок, как продавцы, у которых есть покупатели, цены, соответствующее регулирование и т.д. Начнем мы с древности. Говорят, проституция — одна из древнейших профессий. Спорят, кто появился раньше: журналист или проститутка? Но не будем спорить. Об их деятельности в древнем обществе что говорить — проституция и есть проституция. Мы знаем о проститутках в древности, средних веках и Возрождении из многочисленных рисунков, законов, медицинских трактатах, литературы и даже могильных надписей. Говоря о древности, хотела бы отметить, что это зафиксировано памятниками 6000-летней давности, были храмовые проститутки. Они отдавались людям за деньги, которые потом шли в фонд храма. Здесь они видели связь с культом богини плодородия. Это был соответствующий ритуал, и отсюда, скорее всего, пошло выражение жрица любви. Геродот был страшно смущен огромным числом храмовых проституток в Греции и писал, что каждая женщина страны должна раз в жизни явиться в храм и отдаться за деньги незнакомому мужчине. Деньги отдаются в храм. В Египте и Иудее проституция преследовалась, это мы знаем из Ветхого завета и Евангелия. Наряду с храмовыми проститутками были блудницы высшего разряда. Это знаменитые гетеры. Они действовали не в тавернах, а среди элиты. Они были, как правило, очень красивы, образованы, прекрасные собеседницы. Известно, что особенно красивых гетер в Риме, Греции приглашали обнаженными встречать возвращающихся героев, чтобы доставить особое удовольствие и им, и праздничной толпе. Известна знаменитая Таис Афинская, которая была подругой Александра Македонского. В 5 веке до нашей эры была знаменитая греческая гетера Аспазия. Она славилась умом, образованностью, красотой. В ее доме собирались художники, философы, поэты. И где-то в 25 лет она стала гражданской женой правителя афинского государства Перикла. Она имела от него детей, была им очень любима и признана. Греческая гетера Фрина за 100 лет до нее была моделью для своих возлюбленных: скульптора Праксителя, художника Апеллеса, в частности, для статуи Афродиты Книтской. Между прочим, ее привлекли к суду за то, что она часто появлялась довольно обнаженной. Согласно легенде, ее должны были казнить за богохульство, и тогда ее адвокат сдернул с нее покрывало в суде, и судьи онемели от вида ее совершенной красоты. Она была оправдана, т.к. они сказали, что эта красота — божественна. Художники всегда тянулись к красивым гетерам. И обычай окружать себя красивыми, умными куртизанками потом возродили люди Возрождения, гуманисты, которые очень часто пировали на природе в обществе красивых гетер. Что касается Средних веков, то есть масса поговорок об алчности и нечестности проституток: Проститутка охотно принимает, но только деньги, Публичные женщины любит до тех пор, пока им платят, Проститутка и вино выметают дочиста ящик с деньгами и т.д. В Средние века была создана масса рисунков о проститутках, публичных домах и этом моменте: проститутка обшаривает карманы клиента или хватает кошелек и т.д., прямое воровство, убийство клиентов и т.д. Но надо сказать, что это очень интересный факт, что художники видят позор не в продаже любви, а в покушении на собственность!

С. БУНТМАН — Занятие вроде бы законное, но сопровождается незаконными преступными действиями.

А. СВАНИДЗЕ — Да. Конечно, главным образом, проституция была в городах. Она была громоотводом для огромных масс мужчин: солдат, неженатой молодежи, путешественников, священников, студентов, для которых это был единственный способ удовлетворить свои сексуальные потребности. Посещения проституток женатыми мужчинами не ставилось им в вину, и они тоже пополняли их карман. Проституция давала выход сексуальной агрессии. В Средние века считалось, что не будет больше ни целомудренных женщин, ни честных жен. Очевидно, что и в Средние века проституция — социальный институт, общественно очень важный и требующий внимания со стороны общества и властей. Конечно, узаконивая проституцию, общество только оправдывалось, что оно охраняет семью от разврата путем замены большего зла как бы меньшим. При соблюдении христианской морали проститутка была твердо включена в рамки общественной организации в Средние века, как и в античном мире. В крупных городах были целые улицы, заселенные проститутками. В портовых городах были целые кварталы с так называемыми женскими домами и отдельных комнат, углов, где работали отдельные проститутки. В самом маленьком городе в 14-15 веках был свой женский дом. Были и более низменные притоны, где посетителям почти наверняка грозило ограбление или убийство. Местами скопления проституток были трактиры, где сдавались помещения на время и общественные бани. Сохранились рисунки, где изображены такие бани: внутри помещения огромный бассейн-лохань, где совместно купаются мужчины и женщины. Можно себе представить, какое количество всяких болезней все они оттуда выносили! А по стенам этого помещения — кабинки, разделенные занавесочками. В каждой — стол с угощениями, кровать и — некая пара, которая там резвится. Подчас роль жриц любви выполняли те же самые банщицы. В Англии уже в 13 веке был издан указ о домах терпимости. Такие дома содержали кто угодно, и много богатых людей, принадлежавших к общественной элите, получали с них немалый доход. Их становилось все больше и больше. В Лондоне, цитирую хроники, уже в 14 веке было невероятное количество домов терпимости. Сам лорд-мэр при короле Ричарде Втором содержал ряд таких домов, где знать развлекалась с красавицами, которых он выписывал специально из Фландрии, где красавицы славились пышным телом и рыжими волосами. Король Генрих Шестой в 1442 году дал привилегии 12 таким домам, что привлекало к ним большое число богатых посетителей. Владельцы таких домов, как правило, сдавали их в аренду сводням, а те уже там по-настоящему распоряжались. О многих улицах Парижа, которые были заселены проститутками, можно судить по поэме 13 века некого Гильё. Он там дал целый каталог этих заведений. Практикующих девиц называли веселыми или городскими девицами, которых в Париже, не считая предместий, было в 13 веке по одному документу более 3000. У них были псевдонимы: Перчаточница, Башмачница, Шляпница — по тому занятию, которое у них как бы официально было. Один замечательный поэт посвятил специальное стихотворение одной такой даме по имени Шлемница, т.к. она была из заведения под названием Шлем. Это было реальное лицо, о ней есть сведения в хрониках. Но это ответите вы — что это был за поэт.

С. БУНТМАН — Пришло время отвечать на вопросы. Ответ правильный на вопрос на пейджере уже есть. Правильно и первым ответил Юра, чей телефон начинается на 138. А правильный ответ — в Константинополе был район Порно, где были публичные дома. А теперь давайте отвечать на вопросы по телефону. Алло, добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ — Здравствуйте! На первый вопрос — это Эпикур?

А. СВАНИДЗЕ — Нет.

С. БУНТМАН — Алло, добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ — Здравствуйте! На второй вопрос — это Марта Скавронская.

А. СВАНИДЗЕ — Она никогда не была профессиональной проституткой.

С. БУНТМАН — Алло, добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ — Здравствуйте! На первый — может быть, это был Ксенофонт?

А. СВАНИДЗЕ — Нет-нет! Я подскажу немного — этому человеку было тогда 20 лет, когда он встретился с Аспазией.

С. БУНТМАН — Алло, добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ — Здравствуйте! На третий вопрос — это был Франсуа Вийон?

А. СВАНИДЗЕ — Правильно. А вы не знаете, из какой он страны был?

С. БУНТМАН — И как вас зовут.

СЛУШАТЕЛЬ — Он был из Франции. А зовут меня Елена, я звоню из Раменского.

А. СВАНИДЗЕ — А случайно не знаете, в каком веке он жил?

СЛУШАТЕЛЬ — В 15, если не ошибаюсь.

С. БУНТМАН — Абсолютно верно. Не кладите трубку, мы запишем ваши координаты. Продолжаем, алло, добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ — Здравствуйте! Мне кажется, жена Нерона была гетерой.

А. СВАНИДЗЕ — Да нет, если вы имеете ввиду просто распутную женщину, то это не то. Речь идет о женщине, которая регулярно с 14 лет продавала себя, т.е. она работала проституткой. А потом стала императрицей.

С. БУНТМАН — Алло, добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ — Здравствуйте! Это была Екатерина Первая!

А. СВАНИДЗЕ — Да никогда в жизни!

С. БУНТМАН — Алло, добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ — Здравствуйте! Это Клеопатра?

А. СВАНИДЗЕ — Нет!

С. БУНТМАН — Алло, добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ — Здравствуйте! Это Нелли. Ответ на первый вопрос — это Сократ.

А. СВАНИДЗЕ — Молодец!

С. БУНТМАН — Не кладите трубку, мы запишем координаты. И остался единственный вопрос об императрице. Алло, добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ — Здравствуйте! Я думаю, что это Феодора. А мужа ее звали Юстиниан. А жили они в Византии.

А. СВАНИДЗЕ — Молодец! Это уже знаток.

С. БУНТМАН — Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ — Андрей Михайлович.

С. БУНТМАН — Не кладите трубку, оставьте ваш номер. Все абсолютно верно! Спасибо тем, кто правильно ответил на вопросы. А теперь, давайте продолжим говорить о продажной любви.

А. СВАНИДЗЕ — Мы остановились на том, как много было этого всего в Средние века. В Вене в 13 веке тоже было очень много публичных домов. В 1400 году там были дома терпимости, имевшие правительственные привилегии. И были специальные чиновники, которые наблюдали за этими домами, т.н. блюстители нравственности. Надо сказать, что это в принципе не плохо, т.к. они наблюдали за порядком и защищали в каком-то смысле обитательниц публичных домов и проституток от произвола тех, кто их окружал. Надо сказать, то с 15 века появились в некоторых городах даже врачи, которые осматривали проституток. В Риме, особенно в Папской области, были многие тысячи проституток. Надо сказать, увы, что и большинство женских монастырей там были наиболее бойкими домами любви. Нередко паломницы зарабатывали там деньги на обратную дорогу, продаваясь желающим за деньги. Проститутки регулярно обслуживали такие сборища, как имперские сеймы и церковные соборы, куда съезжались самые красивые, известные куртизанки со всех стран. Там же находились и продажные юноши и мальчики, т.к. гомосексуализм был обычным явлением в среде священнослужителей, особенно монашеской среды, рыцарей и солдат. Например, среди крестоносцев, которые ходили в Иерусалим, гомосексуальные пары были совершенно обычным явлением, как и среди членов духовно-рыцарских орденов. Но сегодня я говорю преимущественно о женщинах. Проститутки обслуживали монастыри. Около крупных монастырей складывались целые слободы из проституток. Они нередко рожали священникам, аббатам, епископам детей. Вообще, монахи-священники должны были соблюдать целибат — т.е. не только безбрачие, но и целомудрие. Это все не соблюдалось. Сведений об этом очень много. И в тех картинах, о которых я говорила, которые посвящены проституткам, священнослужители разного ранга фигурируют постоянно. Это был постоянный объект насмешек и сатиры у публики. Проституция давала казне очень заметные доходы. Эти женские дома и отдельные проститутки облагались податью, если они имели постоянное место жительства и их можно было зарегистрировать. Подать была немалой, что известно из податных списков Парижа 13 века. Сбор этих податей иногда власти жаловали отдельным господам, духовным или светским, в виде особой милости, и те господа немало обогащались. Во время праздников самые красивые куртизанки украшали шествия, участвовали в карнавале, были партнершами в танцах. Кроме того, они приглашались на богатые свадьбы, как это не покажется странным. Их сажали за отдельный стол для развлечения гостей. Если в город приезжал император со свитой, это требовало всегда очень больших почестей разных, и городские власти приглашали специально большое количество проституток. И предупреждали свиту императора: платить не надо, это все за городской счет! Что касается эпохи Ренессанса, то я говорила в прошлый раз, что эти века — 16-17 — отличались напряженной жизнью, и сексуальной тоже. Модно было грешить. Хотя святыни брака, домашней чести входили в модель общества, и большинство людей в это верили и дома у себя позора такого рода не допускали, тем более публично. Но, тем не менее, сексуальная жизнь была в известном смысле разнузданной. Развитие проституции в эти века непрерывных войн, колониальных захватов, торговых экспедиций выражалось в том, во-первых, что значительно увеличилось число проституток. А во-вторых, в том, что усилилась их общественная роль. Огромная армия проституток всегда сопровождала собственно армию, т.н. солдатские девки или маркитантки. Есть немало сведений, что такая же картина была в армиях 14-15 веков, но тогда просто не было таких грандиозных армий. Кроме женщин, в армии были и мальчики. Роль этих женщин и мальчиков была неоднозначной. Они стирали, ухаживали за ранеными, помогали. Известны рисунки, где изображен отдельный наемник в сопровождении проститутки, т.е. иногда проститутка была подругой какого-то отдельного солдата. Если, с одной стороны, мы видим солдатских девок, оборванных, грязных, вечно с синяками, то, с другой стороны, в Италии, а позднее в других странах возникли кружки образованных куртизанок, которые группировались в среде гуманистов и играли роль античных гетер. Это была такая игра. Есть много рисунков, описаний у разных гуманистов, как они группой выходят на лоно природы, устраивают завтрак на траве, устраивают умные беседы, и их сопровождают прекрасные женщины. Это богатые куртизанки, содержанки и т.д. В эпоху Возрождения, как и в античности, куртизанки часто были связаны с художниками, которые, как и Пракситель, Фидий искали свои модели среди прекрасных гетер. Это не случайно. Они с удовольствием взяли бы для модели и не проститутку, женщину из своего круга, но они не стали бы обнажаться художнику. Борьба против проституции не достигала целей. Власти предпочитали как-то ввести это в рамки общественной жизни: извлекать материальную выгоду в виде налогов и использовать проституток как орудие влияния, устраивая кутежи с проститутками для нужных людей. Мы такие примеры знаем, как вы знаете недавний совсем, и в наше время. И, наконец, подвергая проституцию известному регулированию. Вводились уставы в публичные дома, которые регулировали их жизнь и отношения с внешним миром. Появлялись регулярные указы, регулирующие их жизнь и труд. Были случаи клеймения проституток, чтобы отделить их от порядочных женщин. Но это было очень редко. Чаще требовали от них проживать в определенных местах и носить особую одежду или особые знаки ремесла. Проститутки были очень суеверны. Их профессия была и опасна, и сложна, и далеко не всегда был усыпан розами их путь, поэтому они очень часто обращались к господу за помощью. Они стремились посещать собственные церкви. Их покровительницей была Мария Магдалина, которую в свое время Христос спас от побития камнями. Как вы помните из евангельских рассказов, Мария Магдалина стала потом вести очень целомудренный образ жизни, стала одной из вернейших последовательниц Христа. И она была покровительницей проституток. В эти церкви они приносили с трудом заработанные деньги, какие-то драгоценности, которые им дарили клиенты, вешая их на статую Марии Магдалины. Они не случайно просили небеса о помощи, потому что участь проститутки была очень тяжелой, даже привилегированной, которой, скажем, была Маргарита Готье в известном произведении Дама с камелиями. Их ждала нищая старость, венерические болезни, смерть на улице от удара ножа. Что ждало проститутку, когда ее внешность не могла привлечь к ней уже никого? Удачей для проститутки было стать постоянной содержанкой какого-то купца, дворянина, монаха, художника, богатенького студента. Или стать служанкой, экономкой. Или, что было очень редко, выйти замуж, если ей удавалось скопить себе на приданное. Эти случаи были известны — были мужчины без предрассудков, которые женились на таких женщинах. Был еще выход — уход в монастырь, были специальные монастыри, которые давали приют проституткам бывшим. Они должны были вести целомудренный образ жизни, и если их уличали в связи с мужчиной, то им грозило очень сильное наказание — утопление. И определенной удачей было, если проститутка, заработав какие-то деньги, становилась мадам, сводней. Существовала такая поговорка: в молодости девка, под старость — сводня. Это средневековая поговорка. Сводня одновременно занималась абортами, врачеванием, заклинаниями, болезнями. В большинстве случаев это были невежественные действия, а иногда она действительно кое-что понимала в медицине, травах и была такой старой колдуньей. Поэт Франсуа Вийон, который жил в 1431-1463 годах, водил дружбу с людьми дна, был кутила, шалопай, возможно, воришка, один раз был чуть не зарезан в кабаке. Он очень хорошо знал жизнь этого дна. И писал чаще всего о проститутках, изъясняясь им в нежной любви. Он называет их всех по именам. И вот он написал балладу о сводне Баллада о дамах минувших времен. Дело в том, что эта женщина жалуется, что когда-то она была красивая, у нее было много клиентов, а теперь она старая и никому не нужна. И вот его стихотворение 46: А эти женщины-бедняжки, им хлеба не на что купить, поскольку новые милашки пришли в постели их сменить, говорит он об участи этой женщины. И жалобы прекрасной Шлемницы, которую Вийон, судя по документам, застал уже старушкой, называются: Старухи, сожалеющие о поре своей юности. Не обошел Вийон своим вниманием и сутенеров. В одном из его стихотворений от имени девушки гулящей он пишет: Но я отказывала многим из-за лукавого мальца… но я любила шельмеца, все отдавала до конца, хотя он был со мной крутенек и не разыгрывал льстеца! Меня любил он ради денег, но растоптать не мог любовь. Поцелует — забываю несчастья тут же, и не чаю души в злодее, без помех он ластится, я нежно таю. Хотя официальная грань между порядочными женщинами и профессиональными проститутками была очень велика, но проституцией подрабатывали и многие простолюдинки, а многие дамы света устраивали свою судьбу, торгуя своим телом. Но об этом мы поговорим как-нибудь потом. Я благодарю слушателей за внимание. Наша серия Поговорим о странностях любви на этой ноте пока завершается.

С. БУНТМАН — У нас небольшой перерыв, а потом мы начнем новый, может быть, близкий к этой теме сюжет. Спасибо большое!