Привязанность сла­вянских женщин к мужьям

С. Соловьев

Многоженство у всех племен славянских есть явление несомненное; наш летописец говорит о восточных славя­нах, что они брали по две и по три жены; обычай многоженства сохранялся и долго после введения христианства. Что касается положения славянской женщины, то девушки, как видно, пользовались полною свободою: летописец го­ворит, что они сходились с молодыми людьми чужих родов на игрищах, имели возможность совещаться с ними для бег­ства. Что же касается до положения жены, то, разумеется, при условиях того быта, который мы застаем у языческих славян, мы не имеем права ожидать большого уважения слабейшему полу от сильнейшего; разумеется, мы не долж­ны искать у языческих славян того тонкого уважения к женщине, которое дается только христианским взглядом на отношение двух полов и которое летописец называет стыденьем, отсутствие этого стыденья и ведет необходимо к многоженству. Но при этом у народа первобытного, разу­меется, мы не встретим никаких определений, которые осуждали бы женщину на вечное унижение и ничтожство( которые не позволяли бы ей выказывать свою силу умст­венную, иногда и физическую, приобретать посредством этой силы уважение и влияние.

Иностранные писатели удивляются привязанности сла­вянских женщин к мужьям, за которыми они следовали даже в могилу. Если женщина выходила замуж в чужой род, то при строгом и ревнивом надзоре новых родичей муж был единственным существом, от которого она ждала любви и покровительства; умирал муж — положение же­ны, лишившейся единственной подпоры, единственного звена, соединявшего ее с чужою семьей, становилось горько. Но при этом очень вероятно также, что у славян, так как и у германцев, было верование, что мужчина легче достигает блаженства в будущей жизни, если приходит туда в сопровождении женщины. Впрочем, справедливо замечают, что этот обычай не был вкоренен между славя­нами.

История России с древнейших времен. В 15 кн. М., 1959. Кн. 1. Т. 1. С. 107-108.

Миниатюра: Брачный обряд

Похожие материалы