ОСТРОЖСКИЙ КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ (1526—1608), КНЯЗЬ

ОСТРОЖСКИЙ Константин Константинович (1526—1608), князь, сын К. И. Острожского и княгини Татьяны Гольшанской, дочери Слуцкого старосты. Был киевским воеводой, одним из богатейших и влиятельнейших панов Русской Литвы (см.: Литовско-Русское государство), защитником Православия, особенно в к. XVI в. Будучи русским и признавая себя таковым, Острожский, однако, подчинился влиянию Польши. В 1569 на Люблинском сейме он подписал договор о присоединении Волыни и Киевского воеводства к Польскому королевству на вечные времена и своим примером много содействовал успеху этого дела. При некоторой шаткости мнений он все же около полувека отстаивал православное дело в Южной Руси. В этом отношении его поддерживал кн. А. Курбский, находившийся с Острожским в деятельных сношениях.

Деятельности Острожского во многом содействовали учрежденные им Острожская типография и школа. Типографщик Иван Федоров ушел из Москвы во Львов, а затем поселился в Остроге, где и была основана типография, заложившая основы литературного и книгопечатного дела в Южной Руси. В 1580 здесь впервые была напечатана славянская Библия по приказанию Острожского. Он же открыл еще типографию в Дерманском монастыре. За Острожской Библией последовал целый ряд изданий, среди которых особое место занимает книга «О единой истинной и Православной вере и св. Апостольской церкви», написанная священником о. Василием и напечатанная в 1588. Книга эта послужила опровержением сочинений Петра Скарги. Из других важных изданий Острожской типографии известны: «Листы патриарха Иеремии», «Диалог патриарха Геннадия» (1583), «Исповедание об исхождении Св. Духа» (1588), «О постничестве» (книга свт. Василия Великого, 1594), «Маргарит Иоанна Златоуста» (1596), «Азбука» с кратким словарем и православным катехизисом Лаврентия Зизания (1596), «Апокризис» Филарета (1597), «Отпись на лист отца Ипатия Поцея» (1598) и «Листы», сочинения патр. Мелетия по поводу унии 1605—06, «Лекарство на оспалый умысел человеческий» Дамиана Наливайко (1607) и др.

В одно время с типографией, ок. 1580, Острожский основал у себя в Остроге главную школу и, кроме того, несколько школ в своих владениях. Хотя Острожская школа была всего лишь средней школой с изучением греко-латинских наук, она стала родоначальницей высших учебных заведений в Южной Руси; ректором ее был известный ревнитель восточной веры ученый грек Кирилл Лукарис, впоследствии получивший сан Константинопольского Патриарха. После смерти Острожского школа пришла в упадок и с 1640-х прекратила свое существование.

Острожский играл видную роль в вопросе об унии. Он принял ее, но понимал унию по-своему. По его замыслу, главной целью предполагаемого соединения было открытие школ, обучение проповедников и вообще распространение религиозного просвещения. Не так понимали унию ее приверженцы, и Острожскому пришлось выступить на Брестском Соборе против им же поначалу поддержанного дела. Он стал сторонником отделившегося от униатов Собора православных и его председателя — протосинкела Константинопольского Патриарха Никифора. В 1599 Острожский пытался войти в конфедерацию с протестантами для взаимной защиты против католического насилия, но эта конфедерация не имела важных последствий. Дальнейшая борьба с унией при Острожском носила гл. обр. литературно-полемический характер.