МИТРОПОЛИТЫ РУССКИЕ

МИТРОПОЛИТЫ РУССКИЕ, православные епископы митрополии с особыми правами по церковному управлению. Юрисдикция митрополитов окончательно установлена на Антиохийском Соборе 341. Со времени принятия христианства и до XIV в. Русь представляла собой одну митрополию. Первым митрополитом Руси был Леонтий. Митрополиты поставлялись из греков Византийским Патриархом, но за отдаленностью Византии русские митрополиты были совершенно независимы от Патриарха. Русские князья стремились добиться того, чтобы митрополиты избирались из русских людей. Первым митрополитом из русских был Иларион (1051—62), испросивший, впрочем, благословение от Патриарха. Последующие митрополиты были опять из греков. В 1147 был созван великим князем в Киеве Собор для выбора митрополита из русских, вместо ушедшего в Грецию Михаила, не поладившего с князем. Среди епископов по этому поводу произошел раскол; образовались русская и греческая партии. Первая одержала верх, и митрополитом был избран Климент Смолятич; но когда вел. князем сделался Юрий Долгорукий, соперник Изяслава, Климент был изгнан и митрополитом стал Константин, присланный из Византии. По поводу избрания митрополита между князьями и Патриархом Византийским происходили постоянные споры, приводившие, впрочем, к важным последствиям. В 1220 году митрополичья кафедра была перенесена во Владимир. Это послужило поводом к попытке образовать в Галиче самостоятельную митрополию, не увенчавшуюся успехом: посланный из Галича свт. Петр, кандидат на кафедру митрополии в Галиче, был посвящен в митрополиты всея Руси (1308—26). Петр жил постоянно в Москве, но главным городом митрополии был еще Владимир. При преемнике Петра Феогносте (1328—53) митрополичья кафедра была перенесена в Москву. В 1354 греческий Собор постановил, по поводу попытки Галича еще раз образовать самостоятельную митрополию, не разделять русскую митрополию. Постановление это вскоре было нарушено Литовским кн. Ольгердом, добившимся от Патриарха посвящения в Киевские митрополиты Романа, в то время как митрополитом в Москве был свт. Алексий, преемник Феогноста. В 1371 Константинопольский Патриарх по настоянию польского короля Казимира поставил Антония в митрополиты Галича, а в 1376 появился на Руси и третий митрополит — по просьбам Ольгерда, серб Киприан, остававшийся до самой своей смерти (1406) единственным митрополитом Руси. После него митрополитом был Фотий из Греции, сначала он жил в Киеве, но в 1410 переехал в Москву, тогда Литовский вел. кн. Витовт просил для Литвы самостоятельного митрополита. После отказа Патриарха прислать в Киев митрополита в 1461 Собор епископов Литвы поставил серба Григория Цамблака киевским митрополитом (1416—19). После смерти Фотия Собор 1433 избрал митрополитом Руси Иону, но византийский имп. Иоанн Палеолог и Патриарх, желавшие присоединить к Флорентийской унии и Русскую Церковь, прислали своего митрополита Исидора, бывшего последним митрополитом Руси из греков. Исидор вскоре был осужден как униат Собором русских епископов и бежал в Рим. Митрополитом сделался Иона. В 1453 Византия была захвачена римлянами, и Русская Церковь совершенно освободилась от зависимости от Константинопольского Патриарха. В 1458 произошло окончательное разделение русской митрополии на две — Киевскую и Московскую. Митрополиты пользовались громадным влиянием на Руси в древнее время, находясь во главе церковной иерархии, митрополиты часто оказывали влияние также и на ход государственной жизни. Они имели свой двор по образцу дворов удельных князей, свое войско, у них существовал целый штат чиновников для управления митрополией. При Петре I архиереев перестали возводить в сан митрополичий. Позже, при Елизавете, митрополичий сан был восстановлен. В н. XX в. существовали три митрополичьих кафедры: петербургская, московская и киевская. Б. С.

Напольные серверные шкафы.