МИХАЙЛОВСКИЕ КУРГАНЫ

МИХАЙЛОВСКИЕ КУРГАНЫ — археологический памятник, группа курганов (свыше 400 насыпей) 10 — начала 11 вв. у с. Михайловское, близ Ярославля. Обнаружены трупоположения и трупосожжения с керамикой, украшениями, глиняными амулетами; мечи, копья, арабские монеты и др. Финские, славянские и скандинавские захоронения.

Холм имеет практически правильную «курганную» форму. С двух сторон он покрыт кустарником и невысокими деревьями, третья сторона холма омывается рекой Шачей, четвёртая — имеет как бы небольшой вытянутый «лоб», больше всего напоминающий засыпанный землей и заросший «вход» внутрь кургана. Обращает на себя внимание то, что долина р. Шачи в этой местности практически идеально ровная и только Волотова гора своей монументальностью «не вписывается» в окружающий пейзаж. Длина кургана (холма) около 50 метров, высота определяется «на глаз» как 3,5 — 4 метра. Холм весь покрыт «оспинами» небольших кладоискательских ям. Большинство из них появились здесь во 2 половине XX века после установки на вершине холма большой чугунной плиты имеющей надпись «Волотова гора — памятник истории и культуры IX — XII вв.». Вопрос о датировке этого памятника — более чем спорный, т.к. никто из археологов или историков специального исследования по этому вопросу не проводил.

1. Михайловское, курган 1, раскопки Городцова В. А., 1902 год. 2-3. Гнёздово, курган Ц-255, раскопки Авдусина Д. А., 1978 год. 4. Гнёздово, селище, раскопки Авдусина Д. А., 1973 год. Пояс был обязательной деталью одежды и женской, и мужской, и детской. От мужских одежд в курганах сохранились пояса, а женских нет, все потому что женские пояса были из ткани и без металлических вставок, поэтому они не дожили до нас в сырости могил. По мнению большинства авторов, мода на пояса, украшенные металлическим набором, была общей для всего кочевнического мира Евразии. Традиция носить наборные пояса проникала и в среду оседлых народов. В современной археологической науке существует несколько точек зрения на происхождение наборных поясов. Авторы первой из них — С. В. Киселев и Л. Р. Казласов, они придерживаются мнения, что пояса, украшенные металлическими накладками, появились в Южной Сибири и Монголии, где они развивались и совершенствовались и откуда распространились на запад. Вторая точка зрения высказана А. К. Амброзом, она касается происхождения поясов с геральдическими накладками и подвесными ремешками. Автор утверждает, что они появились в Древнем Риме в первые века нашей эры и распространились именно оттуда. Третья точка зрения сформирована И. А. Аржанцевой, которая считает, что наборные пояса впервые появились, видимо, у скифов, от них они могли быть заимствованы как азиатскими, так и европейскими народами. К нам они, скорее всего, пришли от викингов, которые с конца VIII века начинают походы на Русь, постепенно перераставшие в мирные торговые отношения. В конце IX века викинги приходят в Новгород, а затем и в Киев, где воцаряется норманнская по происхождению династия Рюриковичей. В русские дружины часто нанимали скандинавских воинов, в связи, с чем военная одежда викингов и их кожаные ремни получают широкое распространение на территории первого государственного объединения восточных славян Киевской Руси. Кожаные мужские пояса были узкие, в ширину 1,5 — 2 см, с медной пряжкой и наконечником, а иногда его сплошь покрывали узорными бляшками — по ним-то и удалось восстановить строение пояса (ремня). Форма, напоминающая лиру, характерна для древнерусской пряжки. Рубаха подпоясывалась значительно выше уровня таза. У женщин же сарафаны подпоясывались узким поясом или лентами. Только в особых случаях чтобы не смять ткань сарафана до начала праздника, пояс одевали под сарафан, опоясывая им рубаху. Шелковые сарафаны украшали лентами или выплетенными из золотосеребряных и шелковых нитей поясками, использовали также узкую полоску шелковой ткани, расшитой золотыми нитями. Концы поясов украшались разнообразными кистями, подвесками. Пояс, надетый на ребенка при рождении или, что было чаще, при крещении, как и крест, был оберегом. Его могли носить, не снимая, всю жизнь. Бывало, человек носил два пояса: данный при крещении (носился под одеждой), и второй — поверх одежды. Конечно, главным был скрываемый под одеждой пояс-оберег. Ременные пояса с глубокой древности были одним из важнейших символов мужского престижа — женщины не носили их никогда. Такой пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. На Руси бытовало выражение «лишить (отрешить) пояса», что значило «лишить воинского звания». Согласно преданию среди княжеских дружинников славились пояса из кожи дикого тура. Пояс ещё называли «опояской» или «поясницей». Мужчина, как защитник семьи, должен был выглядеть воинственно, пояс был доказательством мужественности его хозяина. Известна так же любопытная деталь: в могилах на боевом поясе часто нет пряжки, что связано с обрядом «обезвреживания» мертвеца: расстегнутый пояс и оружие, висящее на нем, теряли силу, и их не возможно было использовать против живых. Как известно в княжеском уборе пояс занимает третье место после барм и шапки, часто отец «благословляет» поясом сыновей. Широко известны также сообщения от 1331 года немецких послов в Новгороде о «300 золотых поясах», составляющих вече (владельцы городских усадеб, представители старой новгородской аристократии). Также к поясу подвешивались разнообразные мелкие вещи. Мешочек, который подвешивали на поясе, назывался «карман». В России пояса для мечей имели 4 конца — 2 для застёгивания пояса, к которому подвешивался меч, и 2 для подвешивания налуча или колчана. Кроме того, он играл важную роль в обычаях и обрядах. Особую значимость имели пояса в свадебном обряде. По древней традиции, они должны были быть красными. Считалось, что красный цвет символизировал особое состояние, в котором находились во время свадьбы жених и невеста, он охранял от злых сил, дурного глаза. Поэтому на их одеждах непременно были повязаны красные пояса. Еще есть примеры того что во время свадьбы невеста дарила своему избраннику пояс. Поясами также украшали расписные дуги свадебной повозки. Иногда жениха и невесту связывали одним поясом. Со временем в обрядах стали использовать не красные, а узорные пояса. Это, по-видимому, было связано и с развитием способов их изготовления, и с утратой древней традиции.

1. Михайловское, курган 1, раскопки Городцова В. А., 1902 год.
Печать каталогов www.tpkmeridian.ru/buklety-katalogi-knigi/.
2-3. Гнёздово, курган Ц-255, раскопки Авдусина Д. А., 1978 год.
4. Гнёздово, селище, раскопки Авдусина Д. А., 1973 год.

В 1965 г., археологом Ивановского областного краеведческого музея Ерофеевой Е.Н. была издана брошюра «Археологические памятники Ивановской области», где автор прямо называет этот холм «Михайловским курганом», но делает оговорку, что среди местного населения курган известен, как — Волотова гора. Информации о проведении археологических работ на Волотовой горе — нет. В частной беседе с автором этих строк в конце 80-х кодов Елена Николаевна Ерофеева рассказывала, что склонна была отнести этот холм к «длинным курганам», распространённым на СВ Руси.

Михайловское — бывшее владение князя Давида Федоровича Галицкого. В центре села стоит храм Михаила Архангела, построенный в 1819 году усердием прихожан, единственный в округе действовал все советское время. Здесь жил и трудился преподобный старец архимандрит Леонтий, совершавший богослужения в храме Михаила Архангела в 60-70 годы уходящего XX века. В 1972 году недалеко от могилы старца забил родник, вода которого оказалась целебной. Родник сразу стал чрезвычайно популярным в народе. В 1996 году над Святым источником сооружена часовня с купальней. До сих пор жители села Михайловского отмечают три годовых праздника: 19 сентября и 21 ноября — Михайлов день и 29 июня — Тихонов день. Чудеса, не раз происходившие по молитвам приподобоисповедника Леонтия (Стасевича), продолжаются до наших дней.

В своё время в селе был организован колхоз «Новый путь», который имел свою конюшню на 40 лошадей, коровник на 49 коров и овчарник на 120 голов. Вся луговина р.Шачи в районе села издревле, в советское время и в наши дни использовалась как пастбище. Казалось бы, что сельские пастухи здесь знают все окрестности и все истории с ними связанные. Но не всё так просто.

Первые же наши вопросы о Волотовой горе вызывают у них настороженность и желание немедленно заняться своими срочными пастушескими делами. Помог наш проводник — житель г. Фурманова, у которого в Михайловском оказались дальние родственники, да к тому же ещё и старожилы. Выяснилось, что гора среди местного населения
считается «нечистым» местом. Отношение к ней более чем неоднозначное. Считается, что она как- то связана с именем некого Волота, но кто он такой — нынешние жители села уже не знают. Более интересной оказалась информация у жителей соседних сёл. От них стало известно, что под курганом зарыт великан или богатырь — Волот. Существуют множество разрозненных легенд так или иначе связанных с тем, что в кургане спрятаны какие-то сокровища, которые никто до сих пор не смог найти. Но тем, кто найти (раскопать) их пытался — сильно «не везло» в дальнейшей жизни.