SB Left — Thumb Image List

Нравственные начала — основание государственных деяний

П. Валуев Для истинной жизни великих государств нужны нравственные начала, которые могли бы служить основанием и исходною точкою государственных деяний. Где и что наше основное государственное начало? Покорность? Кажется, нужно что-нибудь и еще. Дневник графа П.А. Валуева // Русская старина. СПб., 1891, май. С. 345.

Смиреннолюбие — высшая нравственная красота души человеческой

Ф. Достоевский Пушкин угадал самую основную суть того, что наш народ считал и считает за самую высшую нравственную красоту души человеческой: это — тихое, кроткое, спокойное (непоколебимое) смиреннолюбие — если так можно выразиться: что-то младенчески чистое и ан­гельское живет в представлении народном о том, что народ считает своим нравственным идеалом. Примечание к статье Д.В. Аверкиева(…)

Лучшие качества русского народа

Н. Лосский Доброта русского народа во всех слоях его высказывается, между прочим, в отсутствии злопамятности. «Русские люди, — говорит До­стоевский, — долго и серьезно ненавидеть не умеют». Нередко рус­ский человек, будучи страстным и склонным к максимализму, ис­пытывает сильное чувство отталкивания от другого человека, одна­ко при встрече с ним, в случае необходимости конкретного обще­ния, сердце у(…)

Крестьяне и община

П. Засодимский <…> Крестьяне в нашей стороне (Вологодская губерния. — С. И.) крепко держатся за свою общину <…>. В прежние годы общинник один управлялся со своими полевыми работами. Ныне же в наших сторонах ввелся обычай «помочей». Это — помочи общинные, без угощения, без пива и вина. Соседи помогают Ивану косить, жать, молотить, рвать лен и(…)

Нравы русской деревни в XIX веке

А. Энгельгардт Работа «из чести», толокой, производится даром, бесплатно; но, разумеется, должно быть угощение, и, конечно, прежде всего водка. Загадав рубить капусту, чистить бураки и пр., Авдотья приглашает, «просит» баб придти на «помочи». Отказа никогда не бывает: из каждого двора приходит по одной, по две бабы с раннего утра. Берут водки, пекут пироги, заготовляют обед(…)

В деревне эпохи Российской империи

М. Салтыков-Щедрин Работать в праздник грех, но помогать ближнему — дело благое, особливо если впереди предстоит за это выпивка. Здесь вполне вы­разился любвеобильный славянский характер, и, разумеется, не я буду порицателем этой любвеобильности. Преимущественно дела­ют помочи помещики, потому что есть такие хозяйственные работы, которых с помощью ограниченного числа своих вольнонаемных ра­бочих ни под каким видом(…)

Мир русской деревни XIX века

М. Громыко Нравственные ценности — величайшее достояние каждого народа. <…> Соседская помощь односельчанам, оказавшимся в трудном положении, занимала почетное место в общественной жизни де­ревни. Она регулировалась целой системой норм поведения. Час­тично такая помощь проходила через общину. Случалось, что мир направлял здоровых людей топить печи, готовить еду и ухаживать за детьми в тех дворах, где все(…)

Внутренние отношения народной жизни в XIX столетии

А. Гакстгаузен Только что я <…> пошел к тарантасу, чтобы ехать дальше, нам по­палась навстречу старая старушонка. Мой спутник сказал ей: «Про­щай, матушка!» Она отвечала: «Прощай, голубчик!» Как вежливо и как мило! Можно ли услышать где в Германии от крестьянской старухи такое ласковое слово? <…> Так как тарантас мой поломался и не скоро мог быть(…)

Русская доброта в века сурового гнета

П. Кропоткин Немногие знают, как много доброты таится в сердце русского кре­стьянина, несмотря на то что века сурового гнета, по-видимому, должны были бы озлобить его. Записки революционера // Собр. соч. в 7 т. 2-е изд., СПб., 1906. Т. 1. С. 40.

Характеристика русского простонародья

Н. Добролюбов <…> Неблагоприятные обстоятельства могут весьма несчастно на­править врожденную нежность и деликатность души: они могут ли­шить ее энергии и привести к отчаянию в самом себе. Обратимся же теперь к крестьянскому миру: кто не согласится, что там разве в ви­де редкого исключения могут встретиться обстоятельства, которые бы лелеяли правильное и полное развитие нежной и доброй(…)

Федор Достоевский о русском человеке

Ф. Достоевский В русском человеке из простонародья нужно уметь отвлекать красо­ту его от наносного варварства. Обстоятельствами всей почти рус­ской истории народ наш до того был предан разврату и до того был развращаем, соблазняем и постоянно мучим, что еще удивительно, как он дожил сохранив человеческий образ, а не то что сохранив красоту его. Но он сохранил(…)

Смирение или гордыня?

А. Никитенко Удивительный этот русский народ! Ума не приложишь к нему. Ведь вот, например, теперь заворовался, запил, заплутовался так, что, ей Богу, серьезно говоря, тяжело с ним жить. А между тем чувствуешь, что в нем есть что-то, которое так и тянет к нему, что-то до того доброе, умное, обещающее, что никакой немец, никакой француз, ни(…)

Смертность от неосторожности, исчисленная по всей России за 1842 год

Неизвестный автор (1843) В народном характере русском самой резкой чертой выдается изумительное равнодушие или, лучше, крайняя беспечность насчет опасностей, угрожающих не только здоровью, но и самой жизни. Это не есть признак болезненного повреждения духовной природы, происходящего от малодушной уверенности в бессилии избежать того, что присуждено неотвратимым роком, или от печальной утраты всякой веры в достоинство(…)

Привычка порож­дает равнодушие

М. Уоллес На дорогах время от времени встречаются мосты <…>. Не желая без нужды напрягать чувства читателя, я воздерживаюсь от описания разных неприятных случаев, кончающихся синяками и переломами костей, и расскажу только вкратце как совершается благополучная переправа. Если возможно приблизиться к мосту, не попав в грязь по коле­на, то лучше, во избежание опасности, перейти пешком(…)

Черты и нравы в Российской империи

Б. Чичерин Приезд наш в Россию (в 1860 г. — С. И.) ознаменовался целым ря­дом неприятных впечатлений, составлявших резкий контраст с тою свободою и теми удобствами, к которым мы привыкли в загранич­ной жизни <…>. Затем начались неприятности дороги <…>. Подъезжая к маленькой реченьке, мы увидели на ней окраины. Дорога шла вдоль берега и потом уже(…)

Русское авось — фатализм воли Господней

Н. Огарев Но даже и исключительные люди в поступках идут на авось — слово, которое опять выражает фатализм воли Господней. Заметьте, что ни в одном языке не существует этого слова, кроме нашего. Французское peut etre (а другие языки не выразили ничего лишнего против смысла этого французского слова) — «быть может» — выражает сомнение и надежду;(…)

В русской простонародной жизни XIX столетия

М. Салтыков-Щедрин В русской простонародной жизни <…> есть <…> свои характерис­тические черты, усвоенные ей историей и составляющие как бы не­обходимый продукт всей совокупности обстоятельств, среди кото­рых мы живем и развиваемся. И здесь, во-первых, мы обратимся не к смирению, не к чистоте семейных нравов, а к той беспечности, тому всемогущему русскому «авось», которое составляет как бы(…)

Рус­ский народ — благодарный материал для художника

М. Горький Каких людей воспитывала Россия! Может быть, и воспитывает еще? Не знаю. Знаю, что воспитывает много талантливых. К сожалению, мерзавцы тоже в большинстве талантливы, русские особенно. <…> Совершенно чуждый национализма, патриотизма и прочих болезней духовного зрения, все-таки я вижу русский народ исклю­чительно, фантастически талантливым, своеобразным. Даже дура­ки в России глупы оригинально, на свой лад,(…)

Николаевская Россия. Путь собственных противоречий

A. Кюстин Грусть, скрытая под личиной иронии, наиболее распространенное здесь настроение, особенно в гостиных, ибо в последних больше, чем где-либо, нужно скрывать печаль. Отсюда саркастический, на­смешливый тон всех разговоров. Народ топит свою тоску в молча­ливом пьянстве, высшие классы — в шумном разгуле. Таким обра­зом, один и тот же порок обнаруживается в разных формах у раба(…)

Наклонность к самобытной иронии русского человека

Н. Гоголь У нас у всех много иронии. Она видна в наших пословицах и песнях и, что всего изумительней, часто там, где видимо страждет душа и не расположена вовсе к веселости. Глубина этой самобытной иронии еще пред нами не разоблачилась, потому что, воспитываясь всеми европейскими воспитаньями, мы и тут отдалились от родно­го корня. Наклонность к(…)

Пороки и странности русского народа

В. Белинский Я душевно люблю православный русский народ и почитаю за честь и славу быть ничтожной песчинкой в его массе; но моя любовь со­знательная, а не слепая. Может быть, вследствие очень понятного чувства я не вижу пороков русского народа, но это нисколько не ме­шает мне видеть его странностей, и я не почитаю за грех пошутить,(…)

Русь петровская

А. Герцен Сколько ни декламировали о нашей подражательности, она вся сводится на готовность принять и усвоить формы, вовсе не теряя своего характера, — усвоить их потому, что в них шире, лучше, удобнее может развиваться все то, что бродит в уме и в душе, что толчется там и требует выхода, обнаружения. Если б хотели хорошенько всматриваться(…)

Русские — постоянные подражатели всего западного

Ф. Вигель С природною смышленостью русские равно способны и к изобрета­тельности, и к переимчивости; но с природною же их ленью и навы­ками, которые даны им лет полтораста тому назад, превратились они совершенно в постоянных подражателей всего западного. В каждом из нас более или менее есть что-то обезьянье, кого-нибудь или что-нибудь должны мы непременно копировать. Записки.(…)

Бродяжная Россия XIX столетия

Ф. Шаляпин В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. Но они всегда чем-то озабочены. Не будучи цыганами, вели цыганский образ жизни. Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям, заходили в монастыри,(…)

Максим Горький о русских босяках

М. Горький Хождение мое по Руси было вызвано не стремлением ко бродя­жеству, а желанием видеть — где я живу, что за народ вокруг меня? Я, разумеется, никогда и никого не звал: «идите в босяки», а любил и люблю людей действующих, активных, кои ценят и украшают жизнь хоть мало, хоть чем-нибудь, хоть мечтою о хорошей жизни.(…)