Sections

Цитаты и извлечения для рефератов

Русское общество после царствования Бориса Федоровича Годунова

И. Беляев В царствование Бориса Федоровича Годунова грабежи дошли до такого страшного развития, что многочисленные шайки разбойников не раз разбивали высылаемые против них царские войска. К тому же присоединился страшный голод, от которого в продолжение трех первых годов XVII столетия, по свидетельству современников, погибло до 400 т. человек. И в то же время доносы, эта(…)

Русское правосознание начала XX столетия

И. Ильин Западноевропейское человечество движется волею и рассудком. Русский человек живет прежде всего сердцем и воображением, и лишь потом волею и умом. Поэтому средний европеец стыдится искренности, совести и доброты как «глупости»; русский чело­век, наоборот, ждет от человека прежде всего доброты, совести и искренности. Европейское правосознание формально, черство и уравнительно; русское — бесформенно, добродушно и(…)

ЯАвторы

Русь — племя, сословие, территория, государство

Государственная территория у нас в старину носила название Руси, или Русской земли. Русь — слово, пережившее чрезвычайно разнообразные значения; этих значений можно различить четыре: 1) этнографическое: русь — племя, 2) социальное: русь— сословие, 3) географическое: Русь — область и 4) политическое: Русь—государственная территория. РУСЬ — ПЛЕМЯ. Первоначально словом «русь» обозначалось какое-то племя, но какое? Об(…)

Русь — страна крайностей и исключений

В. Белинский <…> Русь есть по преимуществу страна крайностей и чудных, странных, непонятных исключений, — все это для меня аксиома, как 2 х 2 = 4. <…> Мало того, хороший человек на Руси может быть иногда героем добра в полном смысле слова, но это не мешает ему быть с других сторон гоголевским лицом: честен и(…)

Эпохи

Дух Домостроя в общественном мнении

Д. Писарев <…> На наше общественное мнение полагаться нельзя; оно состав­лено из голосов тех самых семьян, которые тяготеют над своими до­мочадцами; оно проникнуто духом Домостроя и только облагообра­зило до некоторой степени внешние приемы, рекомендуемые по­пом Сильвестром. Оно признает за родителями право распоряжать­ся судьбою детей и, обязывая последних к пассивному повинове­нию, вознаграждает их за потерю свободы(…)

Дух рабст­ва великого русского народа в XVI и XVII столетиях

Н. Костомаров Все иностранцы поражались избытком домашнего де­спотизма мужа над женою. В отношениях между двумя полами русские видели одно животное влечение. В Мос­кве, замечает один путешественник, никто не унизится, чтоб преклонить колена пред женщиною и воскурить пред нею фимиам. По законам приличия, порожденным визан­тийским аскетизмом и грубою татарскою ревностию, счи­талось предосудительным даже вести с женщиною(…)

Российская империя

Михаил Кутузов о храбрости российских воинов

М. Кутузов Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дралась отчаянно. Желание вся­кого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого На­полеона, будучи в превосходнейших силах, не превоз­могла твердость духа российского солдата, жертвовав­шего с бодростию жизнию за свое отечество. Из(…)

Михаил Кутузов об образе варварской войны

М. Кутузов […] вечером прибыл ко мне Лористон, бывший в С.­Петербурге посол, который, распространяясь о пожарах, бывших в Москве, не виня французов, но малое число русских, оставшихся в Москве, предлагал размен плен­ных, в котором ему от меня отказано, а более всего распространился об образе варварской войны, которую мы с ними ведем, сие относительно не к(…)

Термины

ЯТЬ

ЯТЬ — буква в дореволюционном русском алфавите, исключенная из него орфографической реформой 1917-18; восходит к кириллической букве «ять», обозначавшей первоначально особый звук, позднее совпавший в русском языке с «е».  

Деятели

ФИЛАРЕТ (в миру Василий Михайлович Дроздов)

ФИЛАРЕТ (в миру Василий Михайлович Дроздов) (1783-1867), митрополит Московский с 1826, проповедник, богослов, почетный член Петербургской АН (1827). Ректор Петербургской духовной академии (1812). Автор «Начертания церковной библейской истории» (1816), «Записок на книгу бытия» (1816), «Катехизиса» (1823), переводов библейских текстов. Составитель Манифеста 19.2.1861 об отмене крепостного права. Талантливый проповедник («московский Златоуст»), сборник проповедей Ф. при его жизни(…)

ФИЛАРЕТ (В МИРУ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ ДРОЗДОВ) (26.12. 1783–19.11.1867), СВЯТИТЕЛЬ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ

ФИЛАРЕТ (в миру Василий Михайлович Дроздов) (26.12. 1783–19.11.1867), святитель, митрополит Московский. С 1812 являлся ректором Духовной Академии. В 1817 был назначен епископом Ревельским, в 1819 — архиепископом Тверским, в 1820 — архиепископом Ярославским, с 1821 до кончины находился на Московской кафедре. В 1823 он по поручению Св. Синода составил Православный катехизис. В 1858 по его(…)

Библиотека

Павел I. Часть1

Стенограмма передачи “Не так” на радиостанции “Эхо Москвы” С.БУНТМАН — Программа «Не так!» — это у нас совместное производство с журналом «Знание — сила». Елена Сьянова. Лена, добрый день! Е.СЪЯНОВА– Добрый день! С.БУНТМАН — Поговорим о Павле. Я напоминаю, что помимо книг, которые относятся к истории нацистской Германии была еще книга издана о Павле I.(…)

Павел Дмитриевич Киселев (видео-лекция)

Лектор — И.Н. Данилевский. Герой Отечества, чье имя незаслуженно забыто. Русский генерал, храбро сражавшийся на полях Отечественной войны 1812 года, воевавший с турками. Впоследствии он возглавил 5-е отделение императорской канцелярии и был одним из инициаторов и создателем проекта освобождения крестьян.

Российский исторический словник

ИВАН ЧЁРНЫЙ, ПИСЕЦ ПРИ ДВОРЕ МОСКОВСКОГО ВЕЛ. КН. ИВАНА III

ИВАН ЧЁРНЫЙ, писец при дворе Московского вел. кн. Ивана III, в 1480-х деятельный участник московского кружка, возглавляемого Ф. Курицыным. Среди книг, переписанных Иваном Чёрным, особенно большое значение имеет Еллинский летописец (второго вида), восходящий к редакции 1392 и оказавший большое влияние на развитие исторических знаний в XV—XVII вв. (Русский хронограф, Лицевой свод, Хронограф второй редакции). Летописец(…)

ИВАНОВ АЛМАЗ (ЕРОФЕЙ) ИВАНОВИЧ (СК. 27.04.1669), ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

ИВАНОВ Алмаз (Ерофей) Иванович (ск. 27.04.1669), государственный деятель, по происхождению вологодский посадский человек, торговый гость. В 1640—46 был дьяком Казенного двора, в 1646 — переведен в Посольский приказ. В 1653—67 был думным дьяком и начальником Посольского приказа, в 1653—69 управлял также Приказом книгопечатного дела, получив в 1667 звание печатника. Играл важную роль в правительстве царя(…)