Full — Large Image List

О России Императорской и послереволюционной

И. Ильин Безмерная свобода есть или ребяческая мечта или соблазн дьявола, а в жизни то и другое вместе. Зло скрывается совсем не в «принужде­нии» и не в «государственности», как проповедовал Лев Толстой, а в безбожной и злой человеческой воле, которой безумно предоставлять «свободу». И потому всякая свобода должна иметь свою меру и фор­му, и притом(…)

Трагические игры народных комиссаров

М. Горький И вот этот маломощный, темный, органически склонный к анар­хизму народ ныне призывается быть духовным водителем мира, мессией Европы. Казалось бы, что эта курьезная и сентиментальная идея не долж­на путать трагическую игру народных комиссаров. Но «вожди наро­да» не скрывают своего намерения зажечь из сырых русских поле­ньев костер, огонь которого осветил бы западный мир, тот(…)

Петроград 1918 года

Ф. Степун Много разговаривая по пути в Петроград с членами делегации о свершившейся революции, я с нетерпением ждал встречи с городом великого преобразователя, революционера Петра. Я думал, что уви­жу его гневным, величественным, исполненным революционной романтики. Ожидания мои не сбылись. Впечатление было сильное, но обратное ожидаемому. Петроград и по внешнему виду и по вну­треннему настроению являл(…)

Проклятие бедности в послереволюционной России

О. Уайльд Нужно сказать, что Иисус никогда не говорит, что обедневшие лю­ди непременно хороши, а богатые непременно дурны. Это было бы неверно. Богатые люди как класс лучше, чем бедные, нравственнее, образованнее, приличнее. Только один класс общества больше дру­гих думает о деньгах, это — бедные. Бедные ни о чем другом и не могут думать. В этом(…)

Иллюзии демократии в России

В. Маклаков Демократия впадала и в другую иллюзию <…>. Она стала думать, что звериные свойства людей, эгоизм, высокомерие, презрение к низшим — свойственны только среде меньшинства, то есть знат­ных, богатых и сильных; и что, наоборот, принадлежность к «униженным и оскорбленным» воспитывала в людях чувства со­страдания, солидарности и в результате привычку друг за друга стоять. Это(…)