Большой свет в Петербурге середины XIX века

Большой свет в Петербурге середины XIX века

В. Белинский Высшее сословие, или высший круг общества, во всех городах мира составляет собою нечто исключительное. Большой свет в Петербурге еще более, чем где-нибудь, есть истинная terra incognita для всех, кто не пользуется в нем правом гражданства; это город в городе, государство в государстве. Не посвященные в его таинства смотрят на него издалека, на почтительном(…)

Бытовая сторона русской жизни в Петербурге XIX столетия

М. Салтыков-Шадрин Г-н Лейкин принадлежит к числу писателей, знакомство с которыми весьма полезно для лиц, желающих иметь правильное понятие о бытовой стороне русской жизни. Область наблюдений его не очень обширна (торговцы Апраксина двора и мелкое петербургское купечество); но в этой небольшой области он является полным хозяи­ном, свидетельство которого не может возбудить ни малейших сомнений <…>.(…)

Артельщики Петербурга

Н. Лейкин <…> На том славном Васильевском острове в Петербурге, где живут в обширных хоромах биржевые купцы <…>, процветает особый мирок биржевых артельщиков <…>. Почти все артельщики — крестьяне Архангельской, Ярослав­ской, Владимирской и других смежных губерний. Вкупаются в артель они в очень молодых летах, по восемнадцатому, по девятнадцатому году, а иногда и ранее, всегда весною,(…)

Основные различия Петербурга и Москвы в XIX веке

Основные различия Петербурга и Москвы в XIX веке

В. Белинский В Петербурге все служит, все хлопочет о месте или об определении на службу. В Москве вы часто можете слышать вопрос: «Чем вы занимаетесь?» В Петербурге этот вопрос решительно заменен вопросом: «Где вы служите?» Слово «чиновник» в Петербурге такое же типическое, как в Москве «барин», «барыня» и т. д. Чиновник — это туземец, истый(…)

Петербург и Москва: такие разные столицы

Петербург и Москва: такие разные столицы

А. Герцен <…> Житель Петербурга привык к деятельности, он хлопочет, он домогается, ему некогда, он занят, он рассеян, он озабочен, он опоздал, ему пора!.. Житель Москвы привык к бездействию: ему досужно, он еще погодит, ему еще хочется спать, он на все смотрит с точки зрения вечности; сегодня не поспеет, завтра будет, а и завтра не(…)

Петербург конца XIX века — штаб-квартира армии

Петербург конца XIX века — штаб-квартира армии

А. Кюстин Потомки племен бродячих и воинственных, русские еще не успели позабыть жизни на бивуаках. Петербург — штаб-квартира армии, а не столица государства. Как ни великолепен этот военный город, европейцу он представляется нагим и пустынным. <…> Стоит только покинуть центр города, и вы теряетесь в едва намеченных улицах, вдоль которых тянутся постройки казарменно­го вида. Это(…)

Петербург — окно в Европу

А. Гакстгаузен Уже давно замечено, что по Петербургу нельзя составить себе верного понятия о России. Петербург называют окном в Европу, прорубленным Петром I, чтобы открыть доступ в Россию западно-европейскому свету. Петербург по преимуществу европейский город, с меньшим даже национальным характером, чем, например, Лондон или Париж, с немного большим числом русских церквей против церквей прочих вероисповеданий,(…)

Петербургские сословия середины XIX века

Петербургские сословия середины XIX века

Н. Гоголь Трудно схватить общее выражение Петербурга. Есть что-то похожее на европейско-американскую колонию: также мало коренной наци­ональности и также много иностранного смешения, еще не сливше­гося в плотную массу. Сколько в нем разных наций, столько и разных слоев обществ. Эти общества совершенно отдельны: аристократы, служащие чиновники, ремесленники, англичане, немцы, купцы, — все составляют совершенно отдельные круги,(…)

Улицы и люди Москвы начала XX века

Г. Василич Несмотря на давнее (1904 г.) торжественное заявление руководителей передовых художественных кругов, что «быт умер!», — покойник благополучно здравствует и занимает все более и более заметное место на русском эстетическом горизонте. <…> Увлечение бытом является в большой степени жаждой постигнуть безыменные факторы исторического пути человечества. Ведь за внешним обликом жизни открывается неразрывно с ним(…)

Жизнь Петербурга XIX столетия

Жизнь Петербурга XIX столетия

А. Герцен Говорить о настоящем России — значит говорить о Петербурге, об этом городе без истории в ту и другую сторону, о городе настоящего, о городе, который один живет и действует в уровень современным потребностям на огромной части планеты, называемой Россией. <…> Жизнь Петербурга только в настоящем; ему не о чем вспо­минать, кроме о Петре(…)

Московские воспоминания шестидесятых годов

С. Шереметев С каждым годом Москва не только обезличивается, но и теряет свою самобытность и тот особый отпечаток, который так был привлекателен, как бы ни глумился над ним Грибоедов; но мы не должны забывать, что великий художник осмеял только одну сторону Москвы и ее общества. Грибоедовская Москва существовала, но была и другая Москва, о которой(…)

Великие реформы 60-х годов в Москве

Г. Василич Великие реформы 60-х годов быстро пробудили Москву от ее 150-летней спячки <…>. Деловая горячка, охватившая мир на всем протяжении XIX века, придает возникшим в это утилитарное сто­летие городам необычайно шаблонный, холодный и строгий, слов­но деловая контора, облик. Москва хотя и получила большую часть своего величия и богат­ства в последние десятилетия XIX века, не(…)

Московские дворы XIX столетия

Н. Давыдов Грязи и навозу на улицах, особенно весною и осенью, было весьма достаточно, так что пешеходы теряли в грязи калоши, а иной раз нанимали извощика специально для переправы на другую сторону площади. Лужи, бывало, стояли подолгу такие, что переходить их приходилось при помощи домашними средствами воздвигнутых мостков и сходней. <…> Москва доныне, несмотря на(…)

Московское освещение XIX века

П. Щукин В то время Москва освещалась плохо (М.П. Погодин, будучи глас­ным Московской городской думы, был того мнения, что ночью не нужно освещать улиц, так как порядочные люди сидят дома, а для гуляк не стоит). Пожарные исполняли также обязанности фонар­щиков, и конопляное масло, служившее для освещения в уличных фонарях, они часто воровали, чтобы потом есть(…)

Русский купец — простой российский крестьянин

Ф. Шаляпин Что такое русский купец? Это, в сущности, простой российский крестьянин, который после освобождения от рабства потянулся работать в город <…>. Я так и вижу в деревенском еще облике его этого будущего московского туза торговли и промышленности. Выбиваясь из сил и потея, он в своей деревне самыми необыкновенными путями изучает грамоту. По сонникам, по(…)

«Москва близко! Москвой пахнет!»

«Москва близко! Москвой пахнет!»

М. Салтыков-Щедрин <…> Известно, что никто не выделяет такую массу естественных зловоний, как благополучный человек. Что ему! Щи ему дают такие, что не продуешь; каши горшок принесут — и там в середке просверлена дыра, налитая маслом; стало быть, и тут не продуешь. И так до трех раз в день, не говоря об чаях и сбитнях,(…)

Памяти Николая Мартемьяновича Чукмалдина

С. Шарапов 15 апреля 1901 года скончался вдали от родины в одной из берлинских клиник прекрасный человек в полном смысле этого слова и весьма замечательный русский самородок Николай Мартемьянович Чукмалдин, сибирский крестьянский мальчик, обратившийся в московского купца-миллионера, создавший себе положение и богатство кристально чистым путем <…>. Это может показаться парадоксом, но прочтите Записки Чукмалдина, и(…)

Предрассудки против купеческого сословия

Предрассудки против купеческого сословия

И. Тургенев <…> Великий двигатель национального богатства, состоящий в накоплении капитала путем постоянного увеличения числа торговцев, в России совершенно отсутствует; купцы там, кажется, имеют только одну цель — это поскорее собрать побольше денег, чтобы покинуть свою профессию при первой возможности. Что из этого происходит? Они теряют уважение, которое должно их всегда окружать, и укрепляется предрассудок,(…)

Качества московского купеческого сословия

Качества московского купеческого сословия

Н. Чернышевский Мы нимало не расположены считать купеческий, или мещанский, или крестьянский быт идеалом русской жизни, мы совершенно признаем верность тех красок, какими рисуются купцы в «Ревизо­ре» и «Женитьбе» Гоголя, в комедии г. Островского «Свои люди — сочтемся» и в сцене Щедрина «Что такое коммерция?» Но беспри­страстие обязывает нас сказать, что люди, подобные Подхалюзину (в(…)

Торговые отношения в Москве XIX столетия

Г. Василич Нравы в «городе» (в торговых рядах. — С. И.) господствовали весьма своеобразные: причудливая смесь русской мужицкой степенности и восточной хитрости под личиной преувеличенной почтительности. Все торговые отношения строились на популярном принци­пе «не надуешь — не продашь», и купля-продажа превращалась в упорную борьбу. Продавец непременно запрашивал, покупатель назначал невозможно низкую цену; начинали торговаться, угова­ривать,(…)

Купечество — ядро коренного московского народонаселения

Купечество — ядро коренного московского народонаселения

В. Белинский Умные люди давно уже согласились между собой, что крепкий сон, сильный аппетит, здоровый желудок, внушающие уважение размеры брюшных полостей, полное и румяное лицо и, наконец, завид­ная способность быть всегда в добром расположении духа суть самое прочное основание истинного счастья в сем подлунном мире. Москвичи, как умные люди, вполне соглашаясь с этим, думают еще,(…)

Китай-город в Москве

А. Гакстгаузен По другую сторону Красной площади начинается Китай-город, первое строение которого есть огромный рынок, или базар, часто называемый просто городом; я думаю, надо час времени, чтобы исходить все эти бесчисленные ряды с лавками по обеим сторонам. <…> Такие базары во всех русских городах, они, очевидно, восточно­го происхождения, но совпали с коренным русским духом ассоциа­ции.(…)

Значение и влияние Ивана Яковлевича Корейши

Н. Давыдов Все население покорно и безропотно подчинялось постановлени­ям, обычаям и распоряжениям, не всегда оправдывавшимся своим содержанием, но преступить которые казалось чуть ли не смертным грехом и во всяком случае поступком чрезвычайной смелости. Ни­кто не дерзал курить на улицах, чиновники не смели отпустить бо­роду и усы, студенты не решались, хотя оно было очень заманчиво, носить(…)

Заимствование европейских черт русскими людьми

Т. Шевченко Русские люди <…> многим одолжились от европейцев, и, между прочим, словом «клуб». Но это слово совершенно не к лицу русскому человеку. <…> У европейцев клуб имеет важное политическое значение, а у русских дворян это даже не мирская сходка, а просто посиделки. Они собираются посидеть за ломберными столами, помолчать, поесть, выпить и, если случай(…)

Московский Английский клуб

Московский Английский клуб

Ф. Вигель Московский Английский клуб есть место прелюбопытное для наблюдателя. Он есть представитель большей части московского общества, вкратце верное его изображение, его эссенция. Записные игроки суть корень клуба, они дают пищу его суще­ствованию; прочие же члены служат только для его красы, его блеска. Почти все они люди достаточные, старые или молодые поме­щики, живущие в независимости,(…)