«Горе народам, которые побивают камнями своих пророков!

«Горе народам, которые побивают камнями своих пророков!

А. Герцен Ужасный, скорбный удел уготован у нас всякому, кто осмелится поднять свою голову выше уровня, начертанного императорским скипетром; будь то поэт, гражданин, мыслитель — всех их толкает в могилу неумолимый рок. История нашей литературы — это или мартиро­лог, или реестр каторги. Погибают даже те, которых пощадило пра­вительство, — едва успев расцвести, они спешат расстаться(…)

Общественный организм русского общества в XIX веке

Общественный организм русского общества в XIX веке

П. Вяземский При Павле, несмотря на весь страх, который он внушал, все еще в первые годы велись несколько екатерининские обычаи; но царст­вование Александра при всей кротости и многих просвещенных ви­дах, особливо же первые года, совершенно изгладило личность. На­род омелел и совсем спал с голоса. Все силы оставшиеся обратились в плутовство, и стали судить о силе(…)

Забитые люди XIX столетия

Забитые люди XIX столетия

Н. Добролюбов <…> В человеке ничем не заглушимо чувство справедливости и пра­вомерности; он может смотреть безмолвно на всякие неправды, мо­жет терпеть всякие обиды без ропота, не выразить ни одним знаком своего негодования; но все-таки он не может быть нечувствителен к неправде, насколько ее видит и понимает, все-таки в душе его больно отзывается обида и унижение,(…)

Шаткость личной нравственности россиян

Шаткость личной нравственности россиян

И. Аксаков В самом деле, личность у нас слаба и шатка, и ни о чем мы не долж­ны заботиться, как об укреплении личной воли, о развитии личных характеров, о твердости убеждений или о согласии убеждений с де­лом, о просвещении нашего нравственного разума, об усовершен­ствовании личной нравственности. Мы говорим здесь, конечно, не о нравственности в частной(…)

Влияние российского мировоззрения на развитие нравственной личности

Влияние российского мировоззрения на развитие нравственной личности

К. Кавелин К какому периоду истории рода человеческого мы бы ни обрати­лись, везде и всегда господствующие мировоззрения, строй убеждений, течение мыслей отвечали живым потребностям вре­мени. <…> Одни мы точно составляем изъятие из общего правила. Требования времени настоятельно толкают нас на развитие нрав­ственной личности, самостоятельной и самодеятельной, — этой основы не только гражданского и общественного, но(…)

Разница между европейской и русской культурой

Н. Шелгунов Немецко-протестантская культура вся выросла на суждении; суж­дение и только суждение создало силу и гордость немца, суждение поставило Германию на то место, которое она занимает в человече­стве; суждение и только суждение создало силу и благосостояние англичан, французов и американцев. У нас же до Петра Великого общественный принцип заключался в «несуждении», и если мы выработали(…)

Нравственные воззрения русского общества XIX века

Нравственные воззрения русского общества XIX века

Д. Писарев Видя то, как общество относится к идеям, составляющим славу на­шего века, можно уже до некоторой степени составить себе понятие о достоинстве его нравственных воззрений. Покорность существую­щему порядку вещей и отношений составляет одно из главных нрав­ственных требований. Протест, как бы ни был он законен и неизбе­жен, в какой бы форме он ни выразился, всегда(…)

Понятия о чести и справедливости в Российской империи

А. Никитенко Печальное зрелище представляет наше современное общество: в нем ни великодушных стремлений, ни правосудия, ни простоты, ни чести в нравах — словом, ничего, свидетельствующего о здравом, естественном и энергическом развитии нравственных сил. Мелкие души истощаются в мелких сплетнях общественного хаоса. Нет да­же правильного понятия о выгодах и твердого к ним стремления. Все идет, говоря(…)

Старообрядческая привычка судить о нравственности

И. Киреевский <…> Я всегда вспоминаю одного русского барина, который ездил отдавать своего сына в какой-то немецкий университет; но, встре­тив на улице студента без галстука и с длинными волосами, тотчас же понял из этого всю безнравственность немецких университетов и возвратился домой воспитывать своего сына в Саратове. Вообще многие из нас еще сохранили несчастную старообряд­ческую привычку(…)

Российская империи: Порок и добродетель

Российская империи: Порок и добродетель

Н. Тургенев Что же касается того молчаливого или же явного неодобрения, вы­зываемого каждой низостью, каждым гнусным поступком, кем бы и против кого бы он ни был совершен, при каких бы то ни было об­стоятельствах; что же касается до подавляющего общественного по­рицания, которое часто в цивилизованной стране доводит до само­убийства тех, против кого оно направлено, что(…)

Господствующий тип у русских

Господствующий тип у русских

Н. Гоголь Лицо Ноздрева, верно, уж сколько-нибудь знакомо читателю. Та­ких людей приходилось всякому встречать не мало. Они называ­ются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хо­роших товарищей, и при всем том бывают весьма больно покола­чиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, уда­лое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как(…)

В русском обществе XIX века

Неизвестный автор (1859 г.) В России никакой противозаконный или противочеловеческий поступок никого не удивляет, не возбуждает ничьего негодования; ропщет только тот, кто от этого страдает; некоторые об нем жале­ют, помогают иногда выпутаться из беды, другие ругают его — и все это с тем же равнодушием, как если бы он терпел справедливым образом. Разбойник, взяточник, политический(…)

Суд общего мнения в России XIX столетия

М. Лермонтов О! История у нас вещь ужасная; благородно или низко вы поступи­ли, правы или нет, могли избежать или не могли, но ваше имя заме­шано в историю… Все равно, вы теряете все: расположение общест­ва, карьер, уважение друзей… попасться в историю! Ужаснее этого ничего не может быть, как бы эта история ни кончилась! Частная известность уж(…)

Дух Домостроя в общественном мнении

Дух Домостроя в общественном мнении

Д. Писарев <…> На наше общественное мнение полагаться нельзя; оно состав­лено из голосов тех самых семьян, которые тяготеют над своими до­мочадцами; оно проникнуто духом Домостроя и только облагообра­зило до некоторой степени внешние приемы, рекомендуемые по­пом Сильвестром. Оно признает за родителями право распоряжать­ся судьбою детей и, обязывая последних к пассивному повинове­нию, вознаграждает их за потерю свободы(…)

Влияние радикальных реформ на Россию

Влияние радикальных реформ на Россию

М. Уоллес Когда в начале нынешнего царствования крепостное право было уничтожено, и администрация подверглась радикальным рефор­мам, вдруг возродилось сильное, здоровое общественное мнение. Некоторое время общество бредило добродетельным негодованием против господствующих злоупотреблений и выставляло на позор выдающихся преступников. Действие этого порыва чувствуется и доныне, так что многое, что прошло бы незамеченным тридцать лет тому назад, теперь(…)

Сила общественного мнения

Н. Шелгунов У нас чувство стыда развито очень сильно. Это чуть ли не главное, основное наше чувство, которое до сих пор и являлось единствен­ною нравственной уздой для каждого отдельного человека. Больше всего мы боимся, чтобы о нас не сказали или не подумали дурно. Чувство боязни порицания и необыкновенная чувствительность ко всякому охуждению и ко всякой(…)

Баланс в общественном мнении

Баланс в общественном мнении

Д. Писарев Сколько семейств среднего круга отказываются от сытного обеда для того, чтобы обить комнаты новыми обоями, чтобы купить старшей дочери шелковое платье или чтобы в нанятой карете поехать куда-нибудь на вечер! Если бы еще подобные распоряжения делались с общего согласия, их можно было бы извинить; но ведь делами семейства заведуют только папенька с маменькой,(…)

Хороший тон — точка помешательства для петербургского жителя

Хороший тон — точка помешательства для петербургского жителя

В. Белинский Люди различных слоев среднего сословия, от высшего до низшего, с напряженным вниманием прислушиваются к отдаленному и не­понятному для них гулу большого света и по-своему толкуют доле­тающие до них отрывистые слова и речи, с упоением пересказыва­ют друг другу доходящие до их ушей анекдоты, искаженные их про­стодушием. Словом, они так заботятся о большом свете, как(…)

Прославленное гостеприимство московитов

Прославленное гостеприимство московитов

А. Кюстин Когда русские хотят быть любезными, они становятся обаятельными. И вы делаетесь жертвой их чар, вопреки своей воле, вопреки всем предубеждениям. Сначала вы не замечаете, как попадаете в их сети, а позже уже не можете и не хотите от них избавиться. Выразить словами, в чем именно заключается их обаяние, невозможно. Могу только сказать, что(…)

Отношение русских к иностранцам в Российской империи

Ф. Гагерн Русские сначала очень предупредительны к иностранцам и стараются сблизиться с ними из любопытства или тщеславия. Редко дружественные отношения завязываются надолго. Коль скоро иностранец потерял для них прелесть новизны, он наскучивает им и к нему относятся с пренебрежением. Россия и русский двор в 1839 году. Записки Гагерна // Русская старина. СПб., 1890. Февраль. С.(…)

Иностранцы в России

Иностранцы в России

А. Суворин У нас нет правящих классов. Придворные — даже не аристократия, а что-то мелкое, какой-то сброд. Аристократия была только при старых царях, при Алексее Михайловиче, этом удивительном, необыкновенном, человеке, который, собственно, заложил новую Россию. Петр начал набирать иностранцев, разных проходимцев, португальских шутов; со всего света являлась разная дрянь и накипь и владела Россией. При(…)

Баронесса де Сталь в России

Де Сталь При встрече русские так ласковы, что с первых же дней чувствуешь себя с ними другом, каким, пожалуй, не почувствуешь с иным через десять лет. Молчаливость русских совершенно особенная: они мол­чат, тогда как предмет их живо занимает. Впрочем, иногда они очень разговорчивы; но разговор их не больше как любезность: в нем не выражают они(…)

Путешествие по Николаевской России

Путешествие по Николаевской России

А. Кюстин Мое путешествие по России началось как будто уже в Эмсе. Здесь я встретил наследника, великого князя Александра Николаевича, прибывшего в сопровождении многочисленного двора в 10 или 12 каретах. Первое, что бросилось мне в глаза при взгляде на русских царедворцев во время исполнения ими своих обязанностей, было какое-то исключительное подобострастие и покорность. <…> Впечатление(…)

Россия и русский двор в XIX столетии

Ф. Гагерн Я уже не раз замечал, что в России никто не стесняется порицать императора Александра; это господствующее направление: умер­шие еще более виноваты, чем отсутствующие. В России вообще вы­ражаются крайне свободно обо всем прошлом, даже о самом близ­ком; только об интересах дня хранят скромное, почти боязливое молчание. Россия и русский двор в 1839 году //(…)

Высшее общество середины XIX века в России

Де Сталь Все люди высшего света отличаются изысканными приемами, но они недостаточно образованны; среди людей, близких ко двору и чувствующих на себе давление власти, нет взаимного доверия, и они не могут понять прелести умственного общения. Речь многих русских вельмож блистает изяществом и благород­ством, так что вначале составишь себе ложное представление об уме и образованности своего(…)