Трагедия русской интеллигенции

Г. Федотов Интеллигенция? Знаете ли, кто первые русские интеллигенты? При царе Борисе были отправлены за границу — в Германию, во Фран­цию, в Англию — 18 молодых людей. Ни один из них не вернулся. Кто сбежал неведомо куда, — спился, должно быть, — кто вошел в чужую жизнь <…>. Не будем торопиться осуждать их. Несомненно, возвращение(…)

Русская интеллигенция — единственная в своем роде

Н. Зернов Русская интеллигенция — единственная в своем роде. Ни в одной стране мира не было хотя бы отчасти подобной социальной группы. Ее нельзя назвать классом, так как она не имела единого экономи­ческого базиса. Ее представляли члены старинных аристократичес­ких родов, таких как князья Долгоруковы, Шаховские, Оболен­ские, Трубецкие. В ее среде можно было встретить известных про­мышленников(…)

Интеллигенция в России XIX столетия

Н. Михайловский «Интеллигенция»… Не Бог знает, конечно, какая находка это сло­во, но любопытно, что один из аргументов против него гласит так: нигде в Европе подобное слово не употребляется в смысле опреде­ления особой общественной силы. И это говорят, главным образом, люди, которые во всех других отношениях плюют на Европу, дес­кать, Европа нам не указ, она сама(…)

Образ москвича конца XIX столетия как этнографической единицы

Г. Василич Вообще, прикладывая типичного и коренного москвича к обрисов­кам московской жизни, дошедшим до нас от 60-х годов и даже от времен Пушкина, находим много сближающих постоянных черт. Их совокупность дает вечный образ москвича как этнографической единицы, благополучно пронесенный сквозь столетия всяческих испытаний и соблазнов. Москвичу совершенно не свойственно западноевропейского ти­па мещанство — уход с(…)

Пе­тербург. И глава, и сердце России

Пе­тербург. И глава, и сердце России

Ф. Достоевский Не таков Петербург. Здесь что ни шаг, то видится, слышится и чув­ствуется современный момент и идея современного момента. По­жалуй: в некотором отношении здесь все хаос, все смесь: многое может быть пищею карикатуры; но зато все жизнь и движение. Пе­тербург и глава, и сердце России. <…> И до сих пор Петербург в пы­ли и(…)

Сердце России

Сердце России

Н. Бердяев Русская стихийно-народная душевность принимает разнообразные самые противоположные формы — охранительные и бунтарские, национально-религиозные и интернационально-социалистические. Это — корень русского народничества, враждебного мысли и идеям. В настроенности и направленности русской народной ду­шевности есть что-то антигностическое, берущее под подозрение процесс знания. Сердце преобладало над умом и над волей. Рус­ский народнический душевный тип моралистичен, он ко(…)

Русская интеллигентская культура

Ф. Степун Шаблонные русские рассуждения о том, что все мы гораздо искрен­нее, душевнее и глубже европейцев, и, в частности, немцев, естест­венны и понятны у эмигрантов, но явно не верны. Верно лишь то, что русская интеллигентская культура сознательно строилась на принципе внесения идеи и души во все сферы общественной и про­фессиональной жизни, в то время как(…)

Русское правосознание начала XX столетия

И. Ильин Западноевропейское человечество движется волею и рассудком. Русский человек живет прежде всего сердцем и воображением, и лишь потом волею и умом. Поэтому средний европеец стыдится искренности, совести и доброты как «глупости»; русский чело­век, наоборот, ждет от человека прежде всего доброты, совести и искренности. Европейское правосознание формально, черство и уравнительно; русское — бесформенно, добродушно и(…)

Основные черты духа славянского

М. Волошин Французов поражает в русских больше всего наше духовное бес­стыдство. Ни один француз, разумеется, не определит этим словом то волнующее и притягательное впечатление, которое производят на него русские, между тем это именно так. То, что русский начинает говорить с первым незнакомцем о са­мом главном и самом интимном; то, что он с такой ненасытной пытливостью(…)

Воображение и чувственность. Враги русского самообладания

М. Салтыков-Щедрин Действительно, русский человек как-то туго поддается выдержке и почти совсем не может устроить, чтобы на всяком месте и во всякое время вести себя с одинаковым самообладанием. Есть у не­го в этом смысле два очень серьезных врага: воображение, способ­ное мгновенно создавать разнообразные художественные образы, и чувствительное сердце, готовое раскрываться навстречу первому попавшемуся впечатлению. Обстоятельства(…)

Воспитание русского характера

Н. Страхов Обыкновенно на сентиментальность смотрят как на поветрие, занесенное с Запада, считают ее чуждою и даже противополож­ною русскому характеру. Не думаем, чтобы это мнение было вполне справедливо. Та душевная мягкость, которою отличают­ся славяне и которая находится в связи с их безволием, с их рас­пущенностью, с легкою отзывчивостью на всевозможные влия­ния, с жидкостью и неустойчивостью(…)

Преобладание «доводов сердца» над разумом и моралью

B. Вейдле Ничто так не раздражает последовательного западного человека в русском, как пренебрежение логикой ради чего-то, что может быть ниже, а может быть и выше логики, как подмена права и справедливости милосердием и любовным снисхождением к слабостям — своим и чужим. Ген рассказывает о том, как немецкий врач не нашел никакой болезни у многосемейного пьяницы-псаломщика,(…)

Самоотверженность и безрассудство русского народа

A. Никитенко У русских здравый природный смысл, делающий их способными ко всему человеческому. В них большая доля жизненности и теплоты сердца. В разуме России много еще неразвитого. Но он разовьется, ибо Россия уже идет путем развития. Теплота сердца при известных обстоятельствах способна в ней дойти до самоотвержения. Кажется, это хорошие залоги будущего. <…> В русском(…)

Дух русского солдата

Дух русского солдата

Л. Толстой Я всегда и везде, особенно на Кавказе, замечал особенный такт у нашего солдата во время опасности умалчивать и обходить те вещи, которые могли бы невыгодно действовать на дух товарищей. Дух русского солдата не основан так, как храбрость южных народов, на скоро воспламеняемом и остывающем энтузиазме: его так же трудно разжечь, как и заставить(…)

Радость под лицемерным сожалением. Конец XIX — начало XX столетий

И. Крамской Если история и отметила некоторые лица, которые род человеческий подымают из пошлости, то тут же post skriptum прибавляет — умер в бедности, осмеянный, или в изгнании, или еще того хуже; при жизни же ничего, кроме ненависти, не приобрел. И.Н. Крамской — И.Е. Репину. 1875 // Письма, статьи. В 2 т. М., 1965. Т.(…)

Нравственная личность в человеке конца XIX

Нравственная личность в человеке конца XIX

И. Аксаков Всякому понятно то значение, которое имеет нравственная личность в человеке и то презрение, которое внушает к себе человек безличный, человек не в счет — бледное, бессильное отражение чужих мнений и чувств, вечное игралище чужой воли. Но не то же ли самое и с народами? Народы такие же, личности в человечестве, личности не в(…)

Россия и ее таланты. Начало XX века

Россия и ее таланты. Начало XX века

А. Герцен Что же это, наконец, за чудовище, называемое Россией, которому нужно столько жертв и которое предоставляет детям своим лишь печальный выбор погибнуть нравственно в среде, враждебной все­му человечеству, или умереть на заре своей жизни? Это бездонная пучина, где тонут лучшие пловцы, где величайшие усилия, вели­чайшие таланты, величайшие способности исчезают прежде, чем успевают чего-либо достигнуть.(…)

Примеры мягкости и доброты характера великорусского народа

А. Гакстгаузен Я не раз видел примеры мягкости и доброты характера великорусского народа. Я видел, как нищим подавали милостыню люди, совершенно бедные и, может быть, отстоящие, по своей бедности, на одну только ступень от положения нищего. Я имел также случай заметить, что простой русский народ вежлив до уничижения не только в отношениях к высшим, но(…)

«Доводы сердца» выше воли и рассудка

«Доводы сердца» выше воли и рассудка

Ф. Достоевский <…> Наш народ <…> готов забыть целые муки за одно ласковое слово. Записки из Мертвого дома // Полн. собр. соч. в 30 т. Л., 1972. Т. 4.С. 150. Н. Гоголь Поощрение слишком важная вещь для русского человека. Н.В. Гоголь — С. П. Шевыреву. 1844 // Полн. собр. соч. в 14 т. М., 1952.(…)

Злая память маленьких людей

К. Станиславский При искании эмоционального материала надо еще иметь в виду, что мы, русские, склонны прежде всего видеть дурное как в другом, так и в самом себе. Поэтому в области отрицательных чувств и воспоминаний наши запасы в эмоциональной памяти велики. Ведь литература наша изобилует отрицательными образами и очень бедна положительными. Работа актера над собой. М.,(…)

Не признавая заслуг, не поклоняясь таланту!

Ф. Шаляпин <…> Когда я приехал в Париж, один небезызвестный русский жур­налист, излагая свои точные соображения о причинах моего выезда из России, объяснил их русской читающей публике весьма основа­тельно: — Появление Шаляпина в Париже очень симптоматично, а именно — крысы бегут с тонущего корабля. Этот чрезвычайно замечательный комплимент воскресил в мо­ей памяти много в разное(…)

Положение русского общественного деятеля в России

М. Салтыков-Щедрин Да, положение русского общественного деятеля имеет мало в себе завидного. Мало того, что он должен работать и создавать: он, сверх того, должен позаботиться и о способах к ограждению и защите. Нет у него волчцов! Нет пламенных, преданных, не размышляющих волчцов! И когда он истощит свои силы в борьбе с мелочами (она-то, собственно, и(…)

Отторжение таланта в Российской империи

А. Никитенко У нас мало уважения к возвышенным личностям, которые не зани­мали значительных мест в адрес-календаре. Поэтому надо всячески стараться восстановлять эти личности, хотя бы они и не успели или не могли ознаменовать себя громкими делами в тех кругах, где обыкновенно у нас ищут этих дел. Иначе земля русская будет ка­заться пустынею. Пусть же в(…)

Рок на передовых людях русского общества

Рок на передовых людях русского общества

И. Аксаков Не живется на нашей русской земле талантам — только посредст­венности раздолье!.. Скорбно, скорбно… Смерть Скобелева. 1882 // Полн. собр. соч. в 7 т. М., 1887. Т. 5. С. 654. Н. Димитриев Мы привыкли уже повторять страшную фразу, что какой-то рок тяготеет на передовых людях русского общества: смерть безвре­менно сводит их в могилу; но(…)

Трагическая судьба России

Трагическая судьба России

И. Тургенев Скажу вам без преувеличения, с тех пор как я себя помню, ничего не произвело на меня такого впечатления, как смерть Гоголя <…>. Эта страшная смерть — историческое событие — понятна не сразу; это тайна, тяжелая, грозная тайна — надо ее разгадать… но ничего отрадного не найдет в ней тот, кто ее разгадает… все(…)