Слова вместо дел — прием русских

Неизвестный автор (1859) Забота об будущем не в нашем духе; на словах готовы мы взвалить на свои плечи хоть все человечество, будем социалисты, демокра­ты, будем говорить об высокой честности с глазами в крови; наде­ле — боимся всякого труда, всякой мысли, живем настоящей ми­нутой. Письмо к издателю «Колокола» (1859) // В кн.: Голоса из Рос­сии. Сб.(…)

Прием ума — стремление мысли

И. Павлов <…> Прием ума — это стремление мысли придти в непосредствен­ное общение с действительностью, минуя все перегородки и сигна­лы, которые стоят между действительностью и познающим умом. В науке нельзя обойтись без методики <…>. Конечно, методика для научного ума только первый посредник, за ней идет другой посред­ник — это слово. Слово — тоже сигнал, оно(…)

П. Н. Дурново. ЗАПИСКА ДУРНОВО. Февраль 1914 г.

БУДУЩАЯ АНГЛО-ГЕРМАНСКАЯ ВОЙНА ПРЕВРАТИТСЯ В ВООРУЖЕННОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ МЕЖДУ ДВУМЯ ГРУППАМИ ДЕРЖАВ. Центральным фактором переживаемого нами периода мировой истории является соперничество Англии и Германии. Это соперничество неминуемо должно привести к вооруженной борьбе между ними, исход которой, по всей вероятности, будет смертельным для побежденной стороны. Слишком уж несовместимы интересы этих двух государств, и одновременное великодержавное их существование,(…)

Богатство и основательность знаний в русском обществе XIX столетия

Богатство и основательность знаний в русском обществе XIX столетия

Н. Чернышевский Есть люди, которые думают, будто наше общество уже достаточно ознакомилось с наукою в современном ее состоянии, которые даже удивляются богатству и основательности знаний в нашем обществе. «Познания у нас, русских, так разнообразны и обширны (воскли­цают эти люди, слишком доверчивые к своему), умственные спо­собности так развиты, ясность и быстрота понятий доведены до такой высокой(…)

Отвлеченный характер труда мысли

А. Никитенко К сожалению, мы ужасно боимся труда мысли. Отвлеченный ее характер пугает нас, как детей пугает азбука, не украшенная картинками или не приправленная игрою. Но если мы думаем, что уже выросли из детства и, по крайней мере, приблизились к периоду юности, то нам стыдно пугаться труда мысли, как стыдно молодому человеку, поступившему в университет,(…)

Одиночество подлинных деятелей

М. Салтыков-Щедрин Страшная мысль — не вращается ли он в пустоте и есть ли кому дело до его деятельности — должна всеминутно преследовать и терзать русского деятеля. <…> Во всяком благоустроенном обществе мысль является средоточием, около которого образуются более или менее значительные группы; у нас — мысль является средоточием пустыни. Понятно, что, находясь в такой(…)

Девятнадцатый век — век промышленных чудес

Девятнадцатый век — век промышленных чудес

Д. Писарев Читатель мой, вероятно, привык читать и слышать, что девятнадцатый век есть век промышленных чудес. Вследствие этого читателю покажутся странными мои слова о разрыве между физическим тру­дом и наукою. Да, точно. Люди понемногу начинают браться за ум, но они берутся за него так вяло и так плохо, что мои слова о разры­ве никак не(…)

Наш умственный строй

Наш умственный строй

К. Кавелин Мы вечно фантазируем, вечно отдаемся первой случайной прихо­ти, меняя их беспрестанно. <…> Как прихоть, мысль и носилась у нас свободно над действительностью, нигде и ни за что не зацепля­ясь, ни в чем не встречая преграды, как ветер на наших необозри­мых равнинах. Не будучи прикована к нашим ежедневным нуждам, трудам и заботам, не имея(…)

«Широта взглядов» русского народа

«Широта взглядов» русского народа

А. Градовский Верно и то, что русский стремится к самому широкому решению вопросов; размах его ума едва ли не самый широкий изо всех умов европейских. Это ставится ему в достоинство. Во всяком случае это достоинство требует проверки. Очень часто «широта взглядов» зависит от того, что человек практически не решил ни одного вопроса. Всякий решенный во­прос(…)

Широта беспредметной фантазии

Н. Шелгунов Мы, русские, давно уже составили себе репутацию людей, для мыс­ли которых не существует ни границ, ни пределов, ни пространст­ва, и неудержимой смелости нашей мысли всегда изумлялась Евро­па. Одно время это давало даже нам повод смотреть высокомерно на европейцев и в особенности на немцев. Тугой и умственно непо­воротливый немец тогда нас раздражал и сердил,(…)

Миросозерцание русской интеллигенции

А. Фет <…> У нашей интеллигенции нет никакого миросозерцания; тогда как в ее положении нужна бы была и философия, от которой, как ото всякой действительной науки, она отбивается и руками, и ногами, довольствуясь взятыми на веру (где не нужно) чужими умными словами. Наши корни // Русский вестник. М, 1882. Т. 157. С. 496. М. Горький(…)

Русский ум: достояние, или бич русской нации?

А. Никитенко Удивительно странен наш русский ум! Он с чрезвычайною легкос­тью усваивает себе летучие идеи времени и часто умеет высказывать их так ловко, с видом такого убеждения, как будто они были его собственными. Эта восприимчивость, соединенная с большою жи­востью его натуры, мешает ему углубиться в то, что он сгоряча при­нимает за непреложную истину — мешает(…)

Об уме вообще и русском в частности

И. Павлов Первое свойство ума, которое я установил, — это чрезвычайное сосредоточие мысли, стремление мысли безотступно думать, дер­жаться на том вопросе, который намечен для разрешения, дер­жаться дни, недели, месяцы, годы, а в иных случаях и всю жизнь. Как в этом отношении обстоит с русским умом? Мне кажется, что мы не наклонны к сосредоточенности, мы не(…)

А. Никитенко Еще одна нравственная болезнь нашего, так называемого, мысля­щего поколения — это беглость мысли. Мы не идем по пути мысли твердым логическим шагом, а бежим сломя голову, и притом без всякой определенной цели, часто влекомые одним только желани­ем отличиться и обратить на себя внимание. На этом бегу мы схва­тываем кое-какие идеи, познания, кое-какие убеждения,(…)

Новые идеи как мода

Новые идеи как мода

А. Герцен Одно из существеннейших достоинств русского характера — чрезвычайная легкость принимать и усваивать себе плод чужого труда. И не только легко, но и ловко; в этом состоит одна из гу­маннейших сторон нашего характера. Но это достоинство вместе с тем и значительный недостаток: мы редко имеем способность выдержанного, глубокого труда. Нам понравилось загребать жар чужими(…)

Русский ум: особенности и противоречия

И. Павлов Милостивые государи! <…> Мне думается, или, вернее сказать, я чувствую, что наша интеллигенция, т. е. мозг родины, в погребаль­ный час великой России, не имеет права на радость и веселье. У нас должна быть одна потребность, одна обязанность — охранять един­ственно нам оставшееся достоинство: смотреть на самих себя и ок­ружающее без самообмана. Побуждаемый этим(…)

Надежда на будущее России

А. Чехов <,..> Напомню еще одно выражение, касающееся сынов человече­ских, тех самых, которые так мешают жить Вам: сыны века. <…> Пока это еще студенты и курсистки — это честный, хороший на­род, это надежда наша, это будущее России, но стоит только сту­денткам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша, и будущее(…)

Русский интеллигент в Российской империи

М. Гершензон Русский интеллигент — это, прежде всего, человек, с юных лет жи­вущий вне себя, в буквальном смысле слова, т. е. признающий единственно достойным объектом своего интереса и участия нечто ле­жащее вне его личности — народ, общество, государство. Нигде в мире общественное мнение не властвует так деспотически, как у нас, а наше общественное мнение уже(…)

Интеллигенция и бюрократия в России конца XIX века

А. Никитенко Правительство правительством, да хороши и мы! Разве не случает­ся сплошь и рядом: человек учится где-нибудь в университете или в каком-нибудь другом высшем учебном заведении; как говорится у нас, прекрасно образован; толкует горячо о высших истинах, о сво­боде, о честности и чести и пр. Получает он видное место — смот­ришь, сделался деспотом и вором.(…)

Интеллигентское мироотношение

С. Булгаков Крайне непопулярны среди интеллигенции понятия личной нравст­венности, личного самоусовершенствования, выработки личности (и, наоборот, особенный, сакраментальный характер имеет слово общественный). Хотя интеллигентское мироотношение представля­ет собой крайнее самоутверждение личности, ее самообожествле­ние, но в своих теориях интеллигенция нещадно гонит эту самую личность, сводя ее иногда без остатка на влияния среды и стихий­ных сил истории (согласно общему(…)

Человек «вне себя»

Человек «вне себя»

Г. Плеханов У Тургенева один «лишний человек» говорит: «У нас, русских, нет другой жизненной задачи, как опять-таки разработка нашей лично­сти, и вот мы, едва возмужалые дети, уже принимаемся разрабаты­вать ее, эту нашу несчастную личность». Тут очень много верного. Русские интеллигенты в самом деле очень много занимались разработкой своей личности и вообще во­просами «индивидуализма». Это оттого,(…)

Склонность русских к полемике и расколам

Склонность русских к полемике и расколам

В. Ленин У нас очень любят говорить о том, что чрезмерную склонность к полемике и расколам имеют русские вообще, социал-демократы в ча­стности, большевики в особенности <…>. Предисловие к сборнику «За 12 лет». 1907 // Полн. собр. соч. Т. 16. С. 97. В. Соловьев Склонность к розни и междоусобиям, неспособность к единству, порядку и организации были(…)

Константин Кавелин. Злобы дня

Константин Кавелин. Злобы дня

К. Кавелин <…> Что же мы видим вокруг себя? Пустоту, уныние или апа­тию, крайнюю близорукость, недомыслие и нескончаемые пре­рекания различных направлений, вертящиеся на мелочах и при­правленные взаимными недостойнейшими укоризнами и запо-дозриваниями, представляющими всех мыслящих людей в Рос­сии каким-то отребьем рода человеческого, каждую мысль — ка­ким-то злоумышлением против отечества и драгоценнейших благ жизни. Что может быть(…)

Характерные черты русской интеллигенции

Характерные черты русской интеллигенции

А. Никитенко Нынешние крайние либералы со своим повальным отрицанием и деспотизмом просто страшны. Они, в сущности, те же деспоты, только навыворот: в них тот же эгоизм и та же нетерпимость, как и в ультраконсерваторах. На самом деле, какой свободы являются они поборниками? Поверьте им на слово и возымейте в вашу оче­редь желание быть свободными. Начните(…)

Разночинная русская интеллигенция XIX века

Разночинная русская интеллигенция XIX века

Н. Бердяев Западные люди впали бы в ошибку, если бы они отождествили рус­скую интеллигенцию с тем, что на Западе называют intellectuels. Intellectuels — это люди интеллектуального труда и творчества, прежде всего ученые, писатели, художники, профессора, педагоги и пр. Совершенно другое образование представляет собой русская интеллигенция, к которой могли принадлежать люди, не занимаю­щиеся интеллектуальным трудом и(…)