Армейская реформа Петра I: первые рекрутские наборы

Армейская реформа Петра I: первые рекрутские наборы

Е. Спиридонова Чего стоили народу […] рекрутские наборы в тяже­лую, непрерывную военную и морскую службы, выры­вавшие десятки и сотни тысяч крестьян! […] До 1705 г. всех рекрутов с вольницей и даточными насчитывалось до 150 тыс. Первый общий рекрутский набор был про­изведен в 1705 г. и повторялся ежегодно вплоть до 1709 г. по норме — 1(…)

Армейская реформа Петра I: критика системы набора и условий жизни солдат

Армейская реформа Петра I: критика системы набора и условий жизни солдат

О. Плейер В войске долго бы еще не было недостатка, если б, по моему ничтожнейшему мнению, призыв на войну, как, однако ж, должно называть набор (вербовку), про­изводился не так бестолково и не с таким вредом для края: этот набор всегда падает только на деревни и земледельческий народ, отчего очень убывает пашен и хле­бопашества […]. При(…)

Армейская реформа Петра I: злоупотребления при наборе рекрутов

Армейская реформа Петра I: злоупотребления при наборе рекрутов

Н. Костомаров При наборе рекрут происходили злоупотребления. Рекрут приводили в города скованными и держали, как преступников, долгое время по тюрьмам и острогам. Из­нуряли их и теснотою помещения, и плохою пищею. По донесению фискалов, при отправке как рекрут, так и рабочих в губерниях удерживали следуемые на их про­довольствие кормовые деньги и провиант, не давали им одежды(…)

Армейская реформа Петра I: установление рекрутской повинности

Армейская реформа Петра I: установление рекрутской повинности

Н. Анисимов Прежний, достаточно хаотический и неустойчивый, способ комплектования войск нижними чинами не мог быть применен к созданной Петром регулярной армии. Взамен его устанавливается рекрутская повинность. Главные основания этой повинности определяются ука­зом 1705 г. и остаются почти без изменений более чем полтора века. Только в 1874 г. их заменяет всеобщая воинская повинность. Рекрутские наборы производились(…)

Армейская реформа Петра I: рекрутский набор

Армейская реформа Петра I: рекрутский набор

И. Корб […] Царь установил рекрутский набор по Немецкому способу, небывалому поныне в Московии, именно: по приказанию Царя, Князь Репнин, Полковник пеше-конных солдат, поехал для набора десяти тысяч рекрут по новому правилу в Казань и Астрахань, а другие лица в другие места и края Царства. Царь постановил содер­жать постоянно 60 т. пехоты на своем продовольствии,(…)

Указ о бритье бород как продолжение угнетения русского народа

Указ о бритье бород как продолжение угнетения русского народа

Н. Костомаров Ревнители старины вопияли против брадобрития и немецкого платья, но их ропот сам по себе не имел бы большой силы без других важных поводов, возбуждав­ших всеобщее негодование: бритье бород, немецкое платье в эпоху Петра тесно связывались с разоритель­ными поборами и тяжелою войною, истощавшею все силы народа. Русская история в жизнеописаниях ее глав­нейших деятелей. СПб.,(…)

Достоевский о конфликте русской традиции и реформ Петра I

Достоевский о конфликте русской традиции и реформ Петра I

Ф. Достоевский […] Петра можно назвать народным явлением настоль­ко, насколько он выражал в себе стремление народа об­новиться; дать более простору жизни — но только до сих пор он и был народен… Выражаясь точней, одна идея Пет­ра была народна. Но Петр как факт был в высшей степени антинароден… Во-первых, он изменил народному духу в деспотизме своих(…)

Почему русский народ не воспринял реформы Петра I

Почему русский народ не воспринял реформы Петра I

Е. Шмурло В старой Московской Руси колесо жизни поворачи­валось чересчур медленно; там более смотрели назад, тревожно относясь к мысли хоть чуточку быстрее пус­тить тот паровоз, что тащил по дороге громоздкий по­езд — Россию. Девизом Московской Руси были слова: «Будьте осторожны; заботьтесь, как бы не потерять из вчерашнего то хорошее, что в нем есть». На знамени(…)

Память о реформах Петра в русском народе

Память о реформах Петра в русском народе

B. Ключевский […] фантазия народного множества, которому кнут и монах очертили дозволенные пределы мышления, наря­дили Петра в самые постылые образы, какие нашлись в хламе ее представлений. Эти легенды питали и нрав­ственно освящали порожденное государственными тяго­стями и немецкими новшествами общее недовольство всех сословий, о котором говорят свои и чужие наблю­датели, что оно к концу царствования достигло(…)

О недоверии русского народа к Петру I

О недоверии русского народа к Петру I

A. Галкин Как ни курьезны, на наш взгляд, подобные выводы, предположения и догадки, тем не менее, они заставляли известную часть русского общества верить, что Петр — действительно антихрист. В этом убеждают нас следст­венные дела Преображенского приказа. Все эти черты народного настроения ясно показыва­ли, как мало сочувствия встретил Петр в народной мас­се. Если дело Петра и(…)

Санкт-Петербург: бани братьев Егоровых

Из электронной энциклопедии Санкт- Петербурга БАНИ. Первые Б. в СПб. строились близ рек и др. водоемов отдельно от жил. домов. В 1720 на Мойке за счет казны сооружено ок. 30 т. н. торг. (платных) Б. С 1720-х гг. в СПб. стали появляться т. н. бадерские («лечебные») Б. В нояб. 1763 на М. Морской ул. открылась(…)

Почему русский народ считал Петра I антихристом

Почему русский народ считал Петра I антихристом

П. Милюков По Апокалипсису, власть антихриста продолжится на земле два с половиною года, т.е. с 1666 по 1669, а затем начнется светопреставление: солнце померкнет, звезды спадут с неба, сгорит земля и, наконец, последняя труба архангела призовет на страшный суд праведных и греш­ных. […] Под влиянием подобных страхов, вероятно, по всей русской земле происходили явления, о(…)

Петр I и русский народ

Петр I и русский народ

А. Галкин […] сторонников Петра все-таки было очень и очень немного. Уже в конце его царствования Посошков с грустью замечал, что «великий наш монарх трудит себя, да пособников у него немного: он на гору сам-десят тянет, а под гору миллионы тянут». […] Во все продол­жение царствования Петра народ никак не мог себе уяснить, что делается(…)

Ненависть москвичей к Петру I

Ненависть москвичей к Петру I

Е. Шмурло Все страшнее, необычайнее и вместе с тем колос­сальнее казалась сторонникам московской старины фи­гура царя. И вот он вырастает у них в сверхчеловече­ское существо, в одержимого бесом, в родившегося от нечистой девы, в самого антихриста…А! — говорили со­временники: — потому-то и водится он с немцами, по­тому-то и рекрутчину ввел, и новобранца клеймит рас­каленным железом(…)

С. Соловьев о перемене азиатского платья на европейское

С. Соловьев о перемене азиатского платья на европейское

С. Соловьев (…) говоря о перемене платья, мы опять должны за­метить, что нельзя легко смотреть на это явление, ибо мы видим, что и в платье выражается известное исто­рическое движение народов. Коснеющий, полусонный азиатец носит длинное, спальное платье. Как скоро че­ловечество, на европейской почве, начинает вести более деятельную, подвижную жизнь, то происходит и пере­мена в одежде.(…)

К. Гельвеций о традициях и упрямстве

К. Гельвеций о традициях и упрямстве

К. Гельвеций Разве название правоверной не давалось повсюду ре­лигии более сильного, а название ереси — религии бо­лее слабого? Повсюду люди сжигали друг друга ради разных теологических бредней и обнаруживали в этой области одинаковое упрямство и мужество. Но народы обнаружили свое сходство не только в религиозных вопросах: они обнаруживали не меньше сходства, когда дело шло о(…)

Ш. Монтескье о реформах Петра I

Ш. Монтескье о реформах Петра I

Ш. Монтескье Закон, обязывавший московитов брить бороду и уко­рачивать платье, и насилие Петра I, приказывавшего об­резать до колен длинные одежды каждого, кто входил в город, были порождением тирании. Есть средства бо­роться с преступлениями: это наказания; есть средства для изменения обычаев: это примеры. Легкость и быстрота, с которыми этот народ приоб­щился к цивилизации, неопровержимо доказали, что(…)

Н. Карамзин о пренебрежении Петром I волей русского народа

Н. Карамзин о пренебрежении Петром I волей русского народа

Н. Карамзин Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество Государств, подо­бно физическому, нужное для их твердости. Сей дух и вера спасли Россию во время Самозванцев; он есть не что иное, как привязанность к нашему особенному, — не что иное, как уважение к своему народному досто­инству. Искореняя древние навыки, представляя их(…)

О причинах неприятия русским обществом реформ Петра I

О причинах неприятия русским обществом реформ Петра I

Е. Шмурло В самом деле, станем на точку зрения противников Петра. «Святая Русь» должна сторониться одинаково как басурман на востоке, так и немцев на западе; между тем знание, эту заморскую новинку, приходится брать именно через иноземные, иноверные руки. Удивительно ли, если культурный клич Петра получил в глазах сто­ронников московской старины значение религиозного, национального вопроса? Скажут:(…)

В. Белинский о реформах Петра I

В. Белинский о реформах Петра I

В. Белинский Петр был совершенно прав: ему некогда было ждать. Он знал, что ему не два века жить, и потому спешил жить, а жить для него значило творить. Но народ смот­рел иначе. Долго он спал, и вдруг могучая рука прервала его богатырский сон: с трудом раскрыл он свои отяже­левшие вежды и с удивлением увидел, что(…)

Наказания за ношение бороды в эпоху Петра I

Наказания за ношение бороды в эпоху Петра I

Н. Костомаров В 1722 году опять повторилось преследование бород. Все бородачи должны были носить особый зипун, со стоячим клееным козырем, или однорядку с лежачим ожерельем. Раскольники, для отличия от обыкновенных бородачей, должны были носить козырь красный. За бороду следовало платить 50 рублей. Если кто придет в судебное место с бородою, не в указном платье, от(…)

Вольтер о внешнем облике русских и обычаях в России

Вольтер о внешнем облике русских и обычаях в России

Вольтер Обычаи, одежда, нравы в России — всегда сходст­вовали более с Азиатскими, нежели с Европейскими.[…] Длинное платье в торжественные дни казалось благо­роднее, чем короткая одежда западных Европейских на­родов. Полукафтанье, подбитое мехом с длинным охаб­нем, украшенным камнями в праздничные дни, и вы­сокие шапки, придававшие более росту, кидались в гла­за, чем фраки и парики, и были приличнее(…)

Указ Петра I о бритье бород и ношении европейского платья

Указ Петра I о бритье бород и ношении европейского платья

Петр I […] при Санктпитербурхе и во всех городах всяких чинов людям Свой Царского Величества указ объявить публично, чтоб русским никаким платьем и сапогами не торговали и ни кто такова платья и бород не носили, по прежнему Его Великого Государя указу 713 году де­кабря 17 числа; а ежели кто учнет русским каким плать­ем и сапогами(…)

Как Петр I оправдывал свою жестокость к русскому народу

Как Петр I оправдывал свою жестокость к русскому народу

Н. Костомаров Бородобритие и перемена одежды с первого раза воз­буждали ужас и показывали, что Петр не будет оказы­вать снисхождения обычаям древней русской жизни, принявшим религиозное значение. Исстари в русской литературе существовали, приписываемые святым му­жам, поучения о сохранении бороды; борода у мужчин считалась признаком не только достоинства, но и нрав­ственности; бритье бороды называлось еллинским, блуд­ным, гнусным(…)

Почему Петр I так жестоко подавил стрелецкий бунт

Почему Петр I так жестоко подавил стрелецкий бунт

Е. Белов […] но должно здесь заметить, что жестокие казни и пытки, сопровождавшие этот розыск, объясняются и событиями начала царствования Петра, страшной смертию его родных и близких, умерщвленных стрельцами, событиями, которые ожесточили Петра и возбудили в нем ненависть к стрельцам. Последующие события, до и после низвержения Софьи, не могли смягчить этой ненависти. Последний стрелецкий бунт,(…)