КРЕМЛЬ МОСКОВСКИЙ

КРЕМЛЬ МОСКОВСКИЙ, древнейшая часть Москвы, сосредоточие православных, государственных, военных и культурных святынь русского народа. Городок возник на Боровицком холме-мысе при впадении р. Неглинной в Москву-реку не позднее к. XI в. Ко времени первого летописного упоминания о Москве (1147) посад городка уже занимал верхнюю часть холма.

«Город» 1156, построенный по приказанию кн. Юрия Долгорукого, охватывал территорию, в 5—6 раз большую, чем первоначальная, оставляя свободной от общепоселковой застройки центральную часть холма. На севере современной Соборной площади находилась деревянная церковь с кладбищем при ней. Укрепление Кремля тогда представляло собой деревянно-земляное сооружение (ров, вал с деревянной конструкцией в его основании). Во 2-й пол. XII в. посад занимал почти всю верхнюю часть холма, а по берегу Москвы-реки распространялся далеко на восток, включая позднейшее Зарядье. В 1237 во время татаро-монгольского ига Кремль был разрушен.

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века (рисунок А. М. Васнецова)

Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века (рисунок А. М. Васнецова)

 

Дальнейшее развитие Кремля тесно связано с ростом значения Москвы как стольного города княжества, а затем столицы централизованного Русского государства. К к. XIII в. относится возведение первых каменных храмов — предшественников Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов. Постройкой этих храмов было положено начало монументальному оформлению главной Соборной площади Кремля. При Иване I Даниловиче (Калите) возводится Успенский собор (1327) с приделом Поклонения веригам ап. Петра (1329), церковь Иоанна Лествичника (1329), собор Спаса-на-Бору (1330) с монастырем при нем и Архангельский собор (1333). С 1339 началась постройка стен и башен, рубленных из дуба. Позднее, во 2-й пол. XIV в., были основаны Чудов и Вознесенский монастыри. Готовясь к решительной борьбе с татарами, Дмитрий Донской в 1367 приказал построить белокаменные стены и башни Кремля (отсюда «Москва белокаменная»), значительно расширив его площадь. В к. XIV — н. XV в. продолжается каменное строительство (в т. ч. церкви Рождества и Благовещения на Государевом дворе), реставрируются белокаменные стены и башни, устанавливаются первые башенные часы (1404).

Схема развития Кремля к 1914 году (из Военной энциклопедии Сытина)

Схема развития Кремля к 1914 году (из Военной энциклопедии Сытина)

В это время в Кремле работают знаменитые русские живописцы прп. Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца, создавшие в 1405 иконостас Благовещенского собора. Во 2-й пол. XV в., когда Москва стала политическим и культурным центром единого Русского государства, осуществилась перестройка Кремля с участием итальянских зодчих и он превратился в монументальный ансамбль, величественным центром которого стала Соборная площадь с Успенским собором. Используя достижения зодчества предшествующих времен, строители придали традиционному трехнефному пятиглавому храму монументальные и величественные формы. Храм расписывали Дионисий, Иван и Борис Паисеины и др. Собор являлся усыпальницей митрополитов и патриархов, местом совершения торжественных актов (коронации, венчания князей и царей и др.). В нем сохранилась уникальная коллекция икон XI—XVII вв. Псковские мастера построили новую церковь Ризположения (1486) и Благовещенский собор (1484—89) — домовую церковь московских государей. В нижней части последнего сохранились остатки нижнего этажа ранее существовавшего на том же месте каменного собора (к. XIV в., перестроен в 1416). В собор перенесли иконостас работы Андрея Рублева и др. (1405). В 1508 собор был расписан под руководством живописца Феодосия. В 1505—08 Алевиз Фрязин Новый возвел Архангельский собор, применив к типично русскому храму архитектурно-декоративные приемы итальянского Возрождения (членение на этажи, капители пилястр, «раковины»). От росписи XVI в. сохранились лишь фрагменты; основные росписи 1652—66 (мастера Я. Т. Казанец, С. Г. Рязанец, И. Владимиров и др.). Собор служил усыпальницей русских князей, а затем царей (до Ивана V Алексеевича). Постройкой каменного Государева дворца с Грановитой палатой (1487—91, арх. Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари) было завершено оформление западной стороны Соборной площади. Грановитая палата — парадный приемный зал, перекрытый крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб; названа по отделке восточного фасада граненым рустом. Центром ансамбля Кремля стал высокий столп — колокольня «Иван Великий» (1505—08, арх. Бон Фрязин). Восточнее его находилась Ивановская площадь с зданием Приказов (к. XVI в.). В 1485—95 вокруг Кремля были построены новые кирпичные стены и башни (арх. Марк Фрязин, П.А. Солари, Алевиз Фрязин Миланец, Антон Фрязин), существующие и теперь. В плане Кремль представляет неправильный треугольник площадью 27,5 га; длина его стен 2,25 км, толщина 3,5—6,5 м, высота от 5 до 19 м, в зависимости от рельефа местности. Он имел 18 башен, в т. ч. 6 проездных (из них 3 — с отводными башнями-стрельницами). Угловые башни круглые, остальные — прямоугольные. В современном Кремле насчитывается 20 башен, включая одну сохранившуюся отводную (Кутафью) и выстроенный (2-я пол. XVII в.) над стеной шатер — «Царскую башню». Со стороны Красной площади Кремль защищал ров, наполненный водой из р. Неглинной и Москвы-реки. Ров был облицован камнем и укреплен дополнительными невысокими стенами. Все работы были закончены к 1516. В н. XVI в. Кремль был одной из самых мощных крепостей Европы. С 1490-х характерной особенностью Кремля как ядра столицы было отделение его (по указам Ивана III) свободной от городской застройки зоной.

Московский Кремль

Московский Кремль

 

В XVII в. в Кремле, сильно пострадавшем в период крестьянских войн и польской и шведской интервенции, началось интенсивное строительство. Росла высота зданий, усложнялся декор фасадов, формировался многоцветный, торжественный колорит застройки. В 1600 надстроена колокольня Ивана Великого (81 м). Над Спасской башней в 1625 был сооружен высокий каменный шатер с разнообразными украшениями и новыми городскими часами. В 1635—36 над 2-м этажом в сев.-вост. части старого дворца (XVI в.) построено трехэтажное здание Теремного дворца с Верхоспасским собором (арх. А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков, Б. Огурцов) — типичные парадные, богато декорированные жилые палаты феодальной знати (до к. XVIII в. Теремной дворец являлся самой высокой гражданской постройкой Кремля). К дворцу были пристроены деревянные палаты для царицы Натальи Кирилловны и для царевен. В 1651—52 у Троицких ворот построили палаты для царского тестя И. Милославского, вошедшие после его смерти в число дворцовых помещений под названием Потешного дворца, т. к. в них устраивались первые театральные представления. Патр. Никон осуществил (1642—56) перестройку своей резиденции (жилые и служебные помещения с Крестовой — приемной — палатой и придворными церквами). Этот комплекс по архитектурно-художественному замыслу и размерам не уступал Государеву дворцу.

С возведением над всеми башнями шатровых завершений из камня (1680-е) закончилось формирование Кремля как одного из лучших средневековых городских ансамблей. При Петре I из Кремля были выведены правительственные учреждения и построено большое здание Арсенала (1702—36, арх. Д. Иванов, Х. Конрад при участии И. М. Чоглокова). В 1707 стены и башни укрепляются земляными бастионами. В 1776—86 арх. М. Ф. Казаков построил в стиле классицизма здание Сената. В 1839—49 арх. К. Тон выстроил Большой Кремлевский дворец, а в 1849—51 — новое здание Оружейной палаты. Оба здания объединили старые постройки государственной резиденции в гармоничный ансамбль с личными покоями царской семьи и парадными залами.

Вид с филаретовой пристройки Успенской звонницы Кремля на восточную сторону. Кадры из фильма Москва под снегом, 1908

Вид с филаретовой пристройки Успенской звонницы Кремля на восточную сторону. Кадры из фильма Москва под снегом, 1908

Правление большевиков принесло Кремлю непоправимые утраты. Были уничтожены несколько церквей (в т. ч. древнейшая Спаса-на-Бору), два монастыря (Чудов и Вознесенский), ряд дворцов и построек. Сделаны варварские перестройки многих исторических зданий, возведены сооружения, не соответствующие духу общерусской святыни.

Б. С., древнейшая часть Москвы, сосредоточие православных, государственных, военных и культурных святынь русского народа. Городок возник на Боровицком холме-мысе при впадении р. Неглинной в Москву-реку не позднее к. XI в. Ко времени первого летописного упоминания о Москве (1147) посад городка уже занимал верхнюю часть холма.

«Город» 1156, построенный по приказанию кн. Юрия Долгорукого, охватывал территорию, в 5—6 раз большую, чем первоначальная, оставляя свободной от общепоселковой застройки центральную часть холма. На севере современной Соборной площади находилась деревянная церковь с кладбищем при ней. Укрепление Кремля тогда представляло собой деревянно-земляное сооружение (ров, вал с деревянной конструкцией в его основании). Во 2-й пол. XII в. посад занимал почти всю верхнюю часть холма, а по берегу Москвы-реки распространялся далеко на восток, включая позднейшее Зарядье. В 1237 во время татаро-монгольского ига Кремль был разрушен.

Дальнейшее развитие Кремля тесно связано с ростом значения Москвы как стольного города княжества, а затем столицы централизованного Русского государства. К к. XIII в. относится возведение первых каменных храмов — предшественников Успенского, Благовещенского, Архангельского соборов. Постройкой этих храмов было положено начало монументальному оформлению главной Соборной площади Кремля. При Иване I Даниловиче (Калите) возводится Успенский собор (1327) с приделом Поклонения веригам ап. Петра (1329), церковь Иоанна Лествичника (1329), собор Спаса-на-Бору (1330) с монастырем при нем и Архангельский собор (1333). С 1339 началась постройка стен и башен, рубленных из дуба. Позднее, во 2-й пол. XIV в., были основаны Чудов и Вознесенский монастыри. Готовясь к решительной борьбе с татарами, Дмитрий Донской в 1367 приказал построить белокаменные стены и башни Кремля (отсюда «Москва белокаменная»), значительно расширив его площадь. В к. XIV — н. XV в. продолжается каменное строительство (в т. ч. церкви Рождества и Благовещения на Государевом дворе), реставрируются белокаменные стены и башни, устанавливаются первые башенные часы (1404). В это время в Кремле работают знаменитые русские живописцы прп. Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца, создавшие в 1405 иконостас Благовещенского собора. Во 2-й пол. XV в., когда Москва стала политическим и культурным центром единого Русского государства, осуществилась перестройка Кремля с участием итальянских зодчих и он превратился в монументальный ансамбль, величественным центром которого стала Соборная площадь с Успенским собором. Используя достижения зодчества предшествующих времен, строители придали традиционному трехнефному пятиглавому храму монументальные и величественные формы. Храм расписывали Дионисий, Иван и Борис Паисеины и др. Собор являлся усыпальницей митрополитов и патриархов, местом совершения торжественных актов (коронации, венчания князей и царей и др.). В нем сохранилась уникальная коллекция икон XI—XVII вв. Псковские мастера построили новую церковь Ризположения (1486) и Благовещенский собор (1484—89) — домовую церковь московских государей. В нижней части последнего сохранились остатки нижнего этажа ранее существовавшего на том же месте каменного собора (к. XIV в., перестроен в 1416). В собор перенесли иконостас работы Андрея Рублева и др. (1405). В 1508 собор был расписан под руководством живописца Феодосия. В 1505—08 Алевиз Фрязин Новый возвел Архангельский собор, применив к типично русскому храму архитектурно-декоративные приемы итальянского Возрождения (членение на этажи, капители пилястр, «раковины»). От росписи XVI в. сохранились лишь фрагменты; основные росписи 1652—66 (мастера Я. Т. Казанец, С. Г. Рязанец, И. Владимиров и др.). Собор служил усыпальницей русских князей, а затем царей (до Ивана V Алексеевича). Постройкой каменного Государева дворца с Грановитой палатой (1487—91, арх. Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари) было завершено оформление западной стороны Соборной площади. Грановитая палата — парадный приемный зал, перекрытый крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб; названа по отделке восточного фасада граненым рустом. Центром ансамбля Кремля стал высокий столп — колокольня «Иван Великий» (1505—08, арх. Бон Фрязин). Восточнее его находилась Ивановская площадь с зданием Приказов (к. XVI в.). В 1485—95 вокруг Кремля были построены новые кирпичные стены и башни (арх. Марк Фрязин, П.А. Солари, Алевиз Фрязин Миланец, Антон Фрязин), существующие и теперь. В плане Кремль представляет неправильный треугольник площадью 27,5 га; длина его стен 2,25 км, толщина 3,5—6,5 м, высота от 5 до 19 м, в зависимости от рельефа местности. Он имел 18 башен, в т. ч. 6 проездных (из них 3 — с отводными башнями-стрельницами). Угловые башни круглые, остальные — прямоугольные. В современном Кремле насчитывается 20 башен, включая одну сохранившуюся отводную (Кутафью) и выстроенный (2-я пол. XVII в.) над стеной шатер — «Царскую башню». Со стороны Красной площади Кремль защищал ров, наполненный водой из р. Неглинной и Москвы-реки. Ров был облицован камнем и укреплен дополнительными невысокими стенами. Все работы были закончены к 1516. В н. XVI в. Кремль был одной из самых мощных крепостей Европы. С 1490-х характерной особенностью Кремля как ядра столицы было отделение его (по указам Ивана III) свободной от городской застройки зоной.

Части Москвы XVII века: Кремль, Китай-город, Белый город, Земляной город

Части Москвы XVII века: Кремль, Китай-город, Белый город, Земляной город

 

В XVII в. в Кремле, сильно пострадавшем в период крестьянских войн и польской и шведской интервенции, началось интенсивное строительство. Росла высота зданий, усложнялся декор фасадов, формировался многоцветный, торжественный колорит застройки. В 1600 надстроена колокольня Ивана Великого (81 м). Над Спасской башней в 1625 был сооружен высокий каменный шатер с разнообразными украшениями и новыми городскими часами. В 1635—36 над 2-м этажом в сев.-вост. части старого дворца (XVI в.) построено трехэтажное здание Теремного дворца с Верхоспасским собором (арх. А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков, Б. Огурцов) — типичные парадные, богато декорированные жилые палаты феодальной знати (до к. XVIII в. Теремной дворец являлся самой высокой гражданской постройкой Кремля). К дворцу были пристроены деревянные палаты для царицы Натальи Кирилловны и для царевен. В 1651—52 у Троицких ворот построили палаты для царского тестя И. Милославского, вошедшие после его смерти в число дворцовых помещений под названием Потешного дворца, т. к. в них устраивались первые театральные представления. Патр. Никон осуществил (1642—56) перестройку своей резиденции (жилые и служебные помещения с Крестовой — приемной — палатой и придворными церквами). Этот комплекс по архитектурно-художественному замыслу и размерам не уступал Государеву дворцу.

С возведением над всеми башнями шатровых завершений из камня (1680-е) закончилось формирование Кремля как одного из лучших средневековых городских ансамблей. При Петре I из Кремля были выведены правительственные учреждения и построено большое здание Арсенала (1702—36, арх. Д. Иванов, Х. Конрад при участии И. М. Чоглокова). В 1707 стены и башни укрепляются земляными бастионами. В 1776—86 арх. М. Ф. Казаков построил в стиле классицизма здание Сената. В 1839—49 арх. К. Тон выстроил Большой Кремлевский дворец, а в 1849—51 — новое здание Оружейной палаты. Оба здания объединили старые постройки государственной резиденции в гармоничный ансамбль с личными покоями царской семьи и парадными залами.

Правление большевиков принесло Кремлю непоправимые утраты. Были уничтожены несколько церквей (в т. ч. древнейшая Спаса-на-Бору), два монастыря (Чудов и Вознесенский), ряд дворцов и построек. Сделаны варварские перестройки многих исторических зданий, возведены сооружения, не соответствующие духу общерусской святыни.

Б. С.